Дело №2-5219\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.09. 2010 г. г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего Аграфениной Л.П.
при секретаре Поповой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мельниковой Галины Витальевны к Управлению Пенсионного фонда по г. Ставрополю о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В судебном заседании истица показала, что она, Мельникова Галина Витальевна, 27 мая 2010 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края (далее Пенсионный фонд) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Представленный пакет документов был принят, рассмотрен Пенсионным фондом и 06.07.2010 г. принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Поводом для отказа послужило то, что период работы с 14.11.1988 года по 30.01.1990 года в должности заведующей Петровским фельдшерско-акушерским пунктом Кочубеевской центральной районной больницы не включен в стаж лечебной деятельности, так как разделом «Наименование должностей» Списка № 781 предусмотрена должность «заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка (фельдшер, медицинская сестра)», наименование должности просто «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом» Списком № 781 не предусмотрена, а так же не включен период работы с 17.02.1992 по 29.08.1999 в должности акушерки Султановской врачебной амбулатории Андроповского территориально-медицинского объединения, так как согласно пункта 6 Правил № 781 предусмотрены структурные подразделения работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: медицинские части, амбулатории, лазареты, такое структурное подразделение как «врачебная амбулатория» данными правилами не предусмотрена. Считает, что данные периоды работы исключены из льготного стажа неправомерно, так как в спорный период в фельдшерско-акушерском пункте была предусмотрена только должность «заведующий», но независимо от наименования должности она выполняла профессиональные обязанности акушерки, в которые входило обслуживание вызовов населения двух хуторов: х. Петровский и х. Черкассы, т.е проведение работы по организации профилактических осмотров, оказание медицинской помощи при неотложных состояниях, выявление общих и специфических признаков заболевания и т.д., то есть профессиональная деятельность заведующей фельдшерско-акушерского пункта непосредственно связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, что дает право засчитать данный период работы в стаж лечебной деятельности как один год и три месяца (Петровский фельдшерско-акушерский пункт Кочубеевской центральной районной больницы находится на территории сельской местности).
Что касается периода работы в Султановской врачебной амбулатории, то само слово «врачебная» указывает на лечебно-профилактическую деятельность данного структурного подразделения, что дает право засчитать данный период работы в стаж лечебной деятельности как одингод и три месяца |(Султановская врачебная
амбулатория Андроповского территориально-медицинского объединения находится на территории сельской местности).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 781 один год работы в должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, засчитываются в стаж лечебной деятельности как один год и три месяца.
Имеющиеся несоответствия в наименовании должности или структурного подразделения в различных нормативных актах, в котором предусмотрена одна и та же нагрузка и функциональные обязанности, а так же ошибочное правоприменение этих актов, в части отнесения тех или иных должностей и структурных подразделений к перечисленным в Списке... и в Правилах...., не могут являться основанием для ограничения прав на досрочное назначение пенсии в силу соблюдения прав и свобод гражданина, установленных Конституцией РФ.
На основании вышеизложенного считаю, что Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края не правомерно отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тем самым нарушив ее конституционные права.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а так же руководствуясь ст. ст. 254,255 ГПК РФ и ст. ст. 39,46 Конституции РФ,просит:
1. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды моей работы с 14.11.1988 по 30.01.1990 в должности заведующей Петровским фельдшерско-акушерским пунктом Кочубеевской центральной районной больницы и с 17.02.1992 по 29.08.1999 (включая уход за ребенком до полутора лет) в должности акушерки Султановской врачебной амбулатории Андроповского территориально-медицинского объединения как один год и три месяца.
2. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения т.е. с 27.05.2010 года.
Представитель ответчика Макота А.М. действующая по доверенности, доводы иска не признала требования истца и показала, что отказ УПФ по г. Ставрополю является законным, т.к. специалисты руководствовались названным выше законом и постановлением Правительства РФ № 781, а также основным документом, на основании которого считается стаж для назначения пенсии – трудовой книжкой. Сами работники Пенсионного фонда не имеют права изменять записи или толковать их, т.к. они буквально исполняют требования Закона.
Суд, выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела и доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению на основании п\п 20 п.1 ст.27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ», постановления Правительства РФ № 781 гот 29.10.2002 г., ст. 66Трудового Кодекса РФ.
По данному вопросу, обобщив судебную практику, Верховный Суд РФ дал свои рекомендации судам в применении данных норм Закона.
Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указывает, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 30 сентября 2002 года N МЗ-25-27/8791 "О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения" возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление указанной категории лиц условий назначения трудовой пенсии по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионною возраста.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная деятельность протекала на протяжении длительною периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение.
Из представленных заявителем материалов следует, что Мельникова Г.В. с 14.11.1988 г. по 30.01.1990 г. работала в должности заведующей Петровским ФАП Кочубеевской ЦРБ Ставропольского края и согласно штатному расписанию других должностей в ФАП не предусматривалось. Она выполняла обязанности акушерки, фельдшера, т.к. проводила прием больных, обслуживала их на дому по вызовам, вела учет и осмотр беременных женщин, занималась профилактической работой, т.е. осуществляла лечебную деятельность как фельдшер.
С 17.02.1992 г. по 29.08.1999 г. Мельникова Г.В. работала акушеркой в Султановской врачебной амбулатории Андроповского территориально-медицинского объединения. Этот период подлежит включению в стаж работы Мельниковой Г.В., дающий право на назначение пенсии как лицу, не менее 30-ти лет осуществляющему лечебную деятельность, т.к. преобразование центральных районных больниц в ТМО было повсеместным явлением на территории Российской Федерации, что не изменяло характер деятельности учреждения. Это обстоятельство подтверждается тем, что в настоящее время это лечебное учреждение вновь называется Андроповская центральная районная больница, что усматривается из представленных справок.
На основании изложенною и руководствуясь ст. 194-196 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать за Мельниковой Галиной Витальевной право на получение досрочной пенсии по старости, предусмотренной п/п 20 п.1 ст.27 ФЗ « О Трудовых пенсиях в РФ».
3. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю засчитать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды моей работы с 14.11.1988 по 30.01.1990 в должности заведующей Петровским фельдшерско-акушерским пунктом Кочубеевской центральной районной больницы и с 17.02.1992 по 29.08.1999 (включая уход за ребенком до полутора лет) в должности акушерки Султановской врачебной амбулатории Андроповского территориально-медицинского объединения как один год и три месяца.
4. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю назначить и выплатить трудовую пенсию по старости на основаниях, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения т.е. с 27.05.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы в Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней.
Судья Л.П.Аграфенина