РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Труновой П.А.,
с участием представителя истца Орлова Г.С. по доверенности Трунова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-2377/2017 по иску Орлова Григория Сергеевича к ПАО «Сбербанк России» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Орлов Г.С. обратился в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его (Орлова Г.С.) дедушка – ФИО2 (свидетельство о смерти II-БО№). Единственным наследником по закону после его смерти была его (ФИО2) дочь – ФИО3, которая является матерью истца (свидетельство о рождении I-БО №).
Жена ФИО2 - ФИО4, умерла раньше него, в ДД.ММ.ГГГГ году (свидетельство о заключении брака I-БО №, свидетельство о смерти I-БО №). На момент смерти ФИО2 не был женат, его родители умерли задолго до его смерти, других детей, кроме ФИО3, у ФИО2 не было. Таким образом, ФИО3 была единственным наследником по закону.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составил завещательное распоряжение в Тульском отделении № Сбербанка России, согласно которому, права на денежные вклады, внесенные на счет № находящиеся в структурном подразделении №, были завещаны матери истца ФИО3 и ему, по 1/2 доле каждому.
В установленный для принятия наследства шестимесячный срок никто из наследников к нотариусу не обращался. Однако он постоянно и по день смерти был зарегистрирован совместно с наследодателем, поэтому фактически принял наследство.
Для получения свидетельства о праве на наследство Орлов Г.С. обратился к нотариусу ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ было заведено наследственное дело №.
ДД.ММ.ГГГГ Орлову Г.С. и его матери ФИО3 было выдано свидетельство о праве на наследство на основании завещательного распоряжения на денежный вклад счет №, находящийся в Тульском отделении № Сбербанка России.
Кроме упомянутого выше завещанного вклада, имеются еще и другие:
- счет № с остатком на текущую дату в размере 100 000 рублей;
- счет № с остатком на текущую дату в размере 331 307,87 рублей;
- счет № (ранее счет №) с остатком на текущую дату в размере 217 174,92 рублей, в отношении которого ФИО2 было сделано завещательное распоряжение на имя ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла (свидетельство о смерти II-БО №). Наследственные права на имущество своего отца она не оформила.
ФИО3 оставила завещание, которым завещала все принадлежащее ей на момент смерти имущество ему – Орлову Г.С.
По закону Орлов Г.С. является единственным наследником первой очереди к имуществу своей матери, поскольку ее родители умерли раньше нее, в браке на момент смерти она не состояла, других детей не имела.
Он в установленный законом шестимесячный срок принял наследство матери, обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу ФИО10, что подтверждается письмом нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ. На денежные вклады свидетельство о праве на наследство не может быть выдано, поскольку они открыты на имя ФИО2
ФИО3 после смерти своего отца ФИО2 не обратилась с заявлением к нотариусу в установленный для принятия наследства срок. Однако она фактически приняла наследство, совершив действия, свидетельствующие о таком принятии: после смерти ФИО2 она приходила в квартиру, где он жил, убирала там, взяла себе часть принадлежащих ему вещей, в частности, документы, фотографии, ключи от квартиры. Кроме того, ею были оплачены ритуальные услуги, связанные со смертью наследодателя, что подтверждается квитанцией-договором на ритуальные услуги, квитанцией №, чеком от ДД.ММ.ГГГГ.
Забрав себе вещи умершего, она вступила во владение и пользование имуществом, входящим в состав наследства, то есть совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства своего отца.
Таким образом, поскольку ФИО3 являлась единственным наследником по закону ФИО2, а также по завещательному распоряжению, она имела право на признание за ней права собственности в порядке наследования на принадлежащие умершему денежные вклады, находящиеся в Тульском отделении № Сбербанка России.
Орлов Г.С. принял наследство, открывшееся после смерти матери, путем подачи нотариусу заявления о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство. Следовательно, полагает, что унаследовал и денежные средства, находящиеся во вкладах, открытых на имя ФИО2
Других наследников первой очереди к имуществу ФИО3 либо наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, не имеется.
На основании изложенного просит суд установить факт принятия ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства, открывшегося после смерти ее отца ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ; признать за Орловым Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по завещанию на имущество его матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ: денежные вклады в Тульском отделении № Сбербанка России и компенсации по ним, открытые на имя ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ: счет №, - счет №, счет №; счет № (ранее счет №).
Истец Орлов Г.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель истца Орлова Г.С. по доверенности Трунов С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав представителя истца Орлова Г.С. по доверенности Трунова С.С., изучив письменные доказательства по делу, допросив свидетелей, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Исходя из положений п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает возможность установления юридических фактов помимо прямо перечисленных в ГПК РФ.
Таким образом, от установления факта принятия наследства зависит возникновение имущественных прав наследника в отношении наследуемого имущества.
Следовательно, в случае невозможности получения гражданами причитающегося ему имущества и решения данного вопроса во внесудебном порядке установление указанных фактов, имеющих юридическое значение, возможно в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как установлено в судебном заседании, родителями истца Орлова Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО3 и ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-БО № (л.д. 22).
Родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО4, что подтверждается свидетельством о рождении серии II-ШЗ № (л.д. 18).
ФИО4, приходящаяся бабушкой истцу Орлову Г.С., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-БО № (л.д. 17).
Дедушка истца Орлова Г.С. – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БО № (л.д. 15).
Мать истца – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-БО № (л.д. 19).
Как следует из пояснений представителя истца Орлова Г.С. по доверенности Трунова С.С., ФИО3 являлась единственным наследником по закону после смерти ФИО2 К нотариусу с заявлением о принятии наследства она не обращалась, однако, фактически приняла наследство: после смерти своего отца она приходила в квартиру, где тот проживал, убирала там, забрала часть принадлежащих ему вещей (документы, фотографии, ключи от квартиры), оплатила ритуальные услуги.
Доказательств, опровергающих доводы Орлова Г.С. не представлено, в связи с чем, дело рассмотрено по имеющимся материалам.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что он был в браке с ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ годы. Он совместно с супругой, тестем (ФИО2) и тещей (ФИО4) проживал по адресу: <адрес>. Про смерть ФИО2 ему известно от сына Г.. После смерти ФИО2 ФИО3 неоднократно звонила ему, они вместе приезжали в его квартиру и забирали китель, фотографии, посуду и хрустальные вазы, костюмы. В данной квартире они проводили часа по два, ФИО3 там убиралась.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании показал, что является Орлову Г.С. отчимом. В браке с ФИО3 он был с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ему известно, что отец ФИО3 – ФИО2 проживал по адресу: <адрес>. Через неделю после смерти ФИО2 он, по просьбе ФИО3, возил ее в указанную квартиру, где забирали посуду, книги, фотографии и вещи.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании пояснил, что они с Орловым Г.С. одноклассники. В конце января - начале февраля ДД.ММ.ГГГГ года он помогал его матери ФИО3 перевозить вещи из квартиры деда.
Оценив показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд признает их достаточными для установления факта принятия ФИО3 наследства к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, допрошенные свидетели были предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ. Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей.
Учитывая изложенное, суд признает установленным факт принятия наследства ФИО3 после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
В силу ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1144 и 1148 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследникам первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено в судебном заседании на имя ФИО2 открыты счета № в Тульском отделении № Сбербанка России (ПАО).
Из наследственного дела № к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запросу суда нотариусом города Тулы ФИО9, Орлову Г.С. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещательному распоряжению на денежные средства в подразделении № Среднерусского банка ПАО «Сбербанк России» по счету № со всеми причитающимися процентами, по ? доле за каждым.
Из наследственного дела № к имуществу ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запросу суда нотариусом города Тулы ФИО10, Орлов Г.С. обратился с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и завещанию. Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 завещала Орлову Г.С. принадлежащую ей квартиру по адресу: <адрес>. На основании чего Орлову Г.С. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежный вклад №, и по завещанию на квартиру по адресу: <адрес>.
Исходя из того, что Орлов Г.С. является единственным наследником к имуществу ФИО3, которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Орловым Г.С. требований о признании права собственности на денежные вклады с причитающимися процентами по счетам №.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Орлова Г.С. удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Орловым Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования по завещанию на имущество его матери ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на денежные средства, внесенные во вклады с причитающимися процентами по счетам №).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий