РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2018 года Щербинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Федотова Д.И., при секретаре Селионове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-736/18
по иску Сафоновой Татьяне Ивановне к Бочарову Альберту Дмитриевичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бочаровой Анастасии Альбертовны, о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
по встречному иску Бочарова А.Д., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бочаровой А.А., к Сафоновой Т.И. о нечинении препятствий в проживании,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сафонова Т.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Бочарову А.Д., несовершеннолетней Бочаровой А.А., и просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: ******************************; снять ответчиков с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что истец и ответчики зарегистрированы по месту жительства в квартире государственного жилищного фонда по адресу: ******************************. Ответчик Бочаров А.Д. приходится истцу бывшим мужем, выехал из квартиры в 2001г. и больше в квартиру не вселялся. Ответчик не исполняет обязанности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, не несет бремя по содержанию жилого помещения. Регистрация ответчика в спорной квартире носит формальный характер.
Не согласившись с предъявленными требованиями, Бочаров А.Д. обратился со встречным иском к Сафоновой Т.И. и просит обязать ответчика не чинить ему и несовершеннолетней Бочаровой А.А. препятствий в проживании, мотивировав свои требования тем, что является нанимателем квартиры по адресу: ******************************. Фактически в жилое помещение заселились его бывшая жена Сафонова Т.И. и он с дочерью. По взаимной договоренности он занял маленькую комнату и завез в нее свои вещи и мебель. Также указывает, что вносит плату за жилищно-коммунальные услуги. Сафонова Т.И. чинит ему и его дочери препятствия в пользовании квартирой, выкидывает его вещи и мебель, вселяет в маленькую комнату третьих лиц.
Истец (ответчик по встречному иску) Сафонова Т.И., ее представитель Зайцева В.Г. в судебном заседании требования первоначального иска поддержали, настаивали на их удовлетворении, против удовлетворения встречного иска возражали, просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик (истец по встречному иску) Бочаров А.Д., действующий также в интересах несовершеннолетней Бочаровой А.А., в судебное заседание не явился, извещен, обеспечил явку представителя Глущенко Т.А., которая встречные требования поддержала, просила суд удовлетворить их, против удовлетворения первоначального иска возражала, просили в иске Сафоновой Т.И. отказать в связи с необоснованностью.
Третьи лица ДГИ г.Москвы, УВМ ГУ МВД России по г.Москве, Бочаров С.А., действующий также интересах несовершеннолетней Бочаровой П.С., в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, мнение по иску не высказали.
Поскольку реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и законные интересы иных лиц, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым рассмотреть дело при имеющейся явке, так как полагает возможным разрешить спор по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав явившихся участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, допросив и огласив показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищного кодекса РФ и другими федеральными законами.
В соответствии п.2 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как установлено ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст.69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
По смыслу положений Главы 8 Жилищного кодекса РФ, при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст.71 Жилищного кодекса РФ).
В силу п.3 ст.83 Жилищного кодекса РФ, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В силу положений ст.20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Судом установлено, Сафонова Т.И., Бочаров А.А., несовершеннолетняя Бочарова А.А., 2002г. рождения, зарегистрированы по месту жительства в квартире государственного жилищного фонда по адресу: ************************************, – что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из домовой книги.
В соответствии с представленным в материалы дела договором социального найма от ******************, нанимателем квартиры по адресу: ************************, – является Бочаров А.Д. Остальные жильцы квартиры, в том числе и Сафонова Т.И., вселены в спорную квартиру как члены семьи нанимателя.
Указанная квартира была предоставлена сторонам в связи с отселением и сносом дома по адресу: ************************, – где стороны занимали квартиру №2, в которую Бочаров А.Д. вселялся, проживал в ней, вносил плату за жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается объяснениями Бочарова А.Д., письменными материалами дела и Сафоновой Т.И. не оспорено и не опровергнуто.
Как следует из доводов Бочарова А.Д. и не опровергнуто Сафоновой Т.И., Бочаров А.Д. вселился в спорную квартиру, привез свою мебель, личные вещи, по договоренности с Сафоновой Т.И. занял меньшую по площади жилую комнату, носит плату за жилищно-коммунальные услуги в размере 2/5 доли от общей суммы начислений. После вселения Бочарова А.Д. в спорную квартиру между сторонами возник конфликт, Сафонова Т.И. вселила в спорную квартиру своих родственников в комнату, где находились мебель и личные вещи Бочарова А.Д.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства 02.03.2017г. свидетели Кожин Д.В. и Бородулин А.М. суду пояснили, что Семенченко В.А. никогда не видели, в спорную квартиру он не вселялся и не приходил, плату за жилищно-коммунальные услуги вносит Медведев П.А.
Свидетели Карасева В.А. и Щемерова Ж.В. пояснили суду, что Бочаров А.Д. в спорной квартире не проживает. Карасева В.А. также пояснила, что живет в спорной квартире с бабушкой.
Суд критически относится к показаниям свидетелей, поскольку обстоятельства дели им известны со слов Сафоновой Т.И., факт не проживания в спорной квартире Бочаровым А.Д. не оспаривался, свидетель Карасева В.А. приходятся сторонам внучкой и заинтересована в благополучном исходе дела.
Таким образом, факт вселения Бочарова А.Д. на спорную жилую площадь, внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и чинения препятствий со стороны истца Сафоновой Т.И. в пользовании жилым помещением, суд полагает доказанным. При этом, суд учитывает, что данный довод Бочарова А.Д. Сафоновой Т.И. не опровергнут.
Разрешая спор по заваленным Сафоновой Т.И. требованиям, суд также принимает во внимание, что проживание Бочарова А.Д. в спорной квартире не является вновь возникшими правоотношениями, а является следствием проживания в квартире по адресу: Москва, п. Рязановское, пос. Знамя Октября, д.5 кв.2, – которая подлежала отселению, а дом сносу, в связи с чем сторонами и была предоставлена спорная квартира.
Таким образом, доводы Сафоновой Т.И. опровергнуты Бочаровым А.Д., письменными материалами дела, а доводы Бочарова А.Д. по встречному иску нашли свое подтверждение в письменных материалах дела, объяснениях сторон.
Учитывая, что Бочаров А.Д. проживал по месту жительства в квартире по адресу: Москва, п. Рязановское, пос. Знамя Октября, д.5 кв.2; вселился в спорную квартиру и был зарегистрирован в спорном жилом помещении как наниматель по договору социального найма, Сафонова Т.И. препятствует Бочарову А.Д. в роживании, основания для признания Бочарова А.Д., а также несовершеннолетней Бочаровой А.А., чьи жилищные права производны от родителя, утратившими право пользования жилым помещением у суда отсутствуют.
На основании ст.71 Жилищного кодекса РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что выезд Бочарова А.Д. из спорного жилого помещения носил вынужденный характер, Сафонова Т.И. чинит препятствия Бочарову А.Д. в проживании.
При таком положении дела доводы Сафоновой Т.И. не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Бочаров А.Д. не утратил право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем оснований для удовлетворения требований первоначального иска не имеется.
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, в том числе объяснения сторон, суд приходит к выводу, что стороной истца Сафоновой Т.И. не представлено доказательств добровольного выезда Бочарова А.Д. и несовершеннолетней Бочаровой А.А. из спорного жилого помещения в другое место жительства и отказа в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, а также приобретения им права на другое жилое помещение в новом месте жительства.
При таких обстоятельствах, поскольку Бочаров А.Д. и несовершеннолетняя Бочарова А.А. имеют право пользования спорным жилым помещением и его не утратили, их отсутствие в нем является временным, носит вынужденный характер и не влечет изменение прав и обязанностей по договору социального найма, суд считает необходимым встречные исковые требования удовлетворить, и обязать Сафонову Т.И. не чинить Бочарову А.Д. и несовершеннолетней Бочаровой А.А. препятствий в пользовании квартирой по адресу: ******************************.
Согласно п.8 постановления Пленума Верховного Суда от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст.25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Причины временного отсутствия Бочарова А.Д. и Бочаровой А.А. не влияют на объем и содержание их прав и обязанностей по договору социального найма.
Доказательств того, что Бочаров А.Д. или Бочарова А.А. располагают другим жилым помещением на праве собственности, либо на основании договора социального найма, суду не представлено.
Граждане приобретают равное с нанимателем и остальными членами семьи нанимателя право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что встречные исковые требования Бочарова А.Д. о нечинении препятствий в проживании подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ************************.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: