Решение по делу № 2-526/2013 (2-5413/2012;) ~ М-5284/2012 от 26.12.2012

Гр.дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2013 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Хаптахаевой Л.А., единолично,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по РБ в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «Жилищный эксплуатационный участок-4» об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по РБ обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «Жилищный эксплуатационный участок -4» (далее ЖЭУ-4) об обязании устранить нарушения.

Свои требования мотивировали тем, что в результат проведенной плановой проверки Управлением Роспотребнадзора по РБ в отношении ООО «ЖЭУ-4» по соблюдению требований обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения, распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний, соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверкой установлено, что на обслуживании управляющей организации ООО «ЖЭУ-4» находится 116 многоквартирных домов, из них 69 благоустроенных, 9 полублагоустроенных и 38 неблагоустроенных : г.Улан-Удэ, ул. <адрес>.. Собственниками помещений 116 многоквартирных домов, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) выбран способ управления многоквартирными домами «управление управляющей организацией» и для управления многоквартирными домами на общих собраниях собственников помещений многоквартирных домов ими выбрана управляющая организация ООО «ЖЭУ-4» (протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов <адрес>). В соответствии со ст. 162 ЖК РФ управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4» с каждым собственником помещения в многоквартирном доме заключен Договор управления многоквартирным домом. При проведении анализа договоров управления многоквартирными домами, заключенных между управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4» и собственниками жилых помещений многоквартирных домов согласно п. 2.1 указанного договора, управляющая организация в рамках управления многоквартирными домами оказывает собственникам жилых помещений услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Проверкой установлено, что ООО «ЖЭУ-4», как управляющая организация, в чью обязанность входит предоставление собственникам помещений многоквартирных домов коммунальных услуг, в нарушение ст. 162 ЖК РФ фактически не предоставляет коммунальные услуги, не включает в договор управления многоквартирным домом условия предоставления коммунальных услуг, не заключает с ресурсоснабжающими организациями договор на поставку коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией управляющая организация на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и пункта 31 Правил обязана: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении
коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг
потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых
предоставляются коммунальные услуги потребителю; г) производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и
немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие
правильно начисленные платежи; е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета; ж)принимать от потребителей показания индивидуальных, общих(квартирных), комнатных приборов учета; з)уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу; применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил; последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета; последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; и) принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред,
причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; к) вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; м) информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; н) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва; о) согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ; п) предоставить потребителю в договоре, на досках объявлений следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождение, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды; с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета и т.д.

Проверкой также установлено, что ООО «ЖЭУ-4» не принимает платежи за коммунальные услуги. Платежи за оказанные коммунальные услуги собственниками помещений многоквартирных домов осуществляются непосредственно ресурсоснабжающим организациям ОАО «ТГК-14» в лице филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии», ОАО «Бурятэнергосбыт», ООО «Байкальские коммунальные системы». Согласно пунктов 63, 64 Правил плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные }слуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Управлением Роспотребнадзора по РБ установлено, что заключенные управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4» с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (выбравших способ управления многоквартирным домом «Управление управляющей организацией») договоры управления многоквартирным домомне соответствуют действующему законодательству РФ в сфере защиты прав потребителей. Определить полный перечень потребителей, с которыми управляющая организация ООО «ЖЭУ-4» заключила или заключит в будущем подобные договоры не представляется возможным. Использование договоров, не отвечающих требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей создает условия для безответственности исполнителя коммунальных услуг но отношению к потребителям и надзорным органам, затрудняет реализацию законных прав потребителей при потреблении коммунальных услуг, препятствует реализации прав потребителей на контроль за качеством предоставляемых услуг, ущемляет право потребителя на достоверную информацию об исполнителе услуг и обращения к нему в связи с предоставлением таких услуг, противоречит в определении законно установленных прав потребителей в досудебных обращениях и судебных процессах по обжалованию действий и решений исполнителей коммунальных услуг. Поскольку собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «ЖЭУ-4» выбран способ управления многоквартирным домом «управление управляющей организацией» и выбрана управляющая организация ООО «ЖЭУ-4», которая отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги то соответственно она является исполнителем коммунальных услуг. В свою очередь получающие в настоящее время плату за оказанные коммунальные услуги ОАО «ТГК-14», ООО «Байкальские коммунальные системы», ОАО «Бурятэнергосбыт» являются ресурсоснабжающими организациями осуществляющими продажу коммунальных ресурсов, не обслуживающими внутридомовые инженерные системы, не имеющими письменных договоров с потребителями на предоставление коммунальных услуг, несущими ответственность только до границы многоквартирного дома. ООО «ЖЭУ-4» в свою очередь, не признавая себя исполнителем коммунальных услуг, не принимает на себя полную ответственность по предоставлению качественных и безопасных коммунальных услуг, что ущемляет права потребителей. В связи с чем просили обязать ООО «ЖЭУ-4» устранить нарушения требований жилищного законодательства РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: заключить с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших способ управления многоквартирными домами «Управление управляющей организацией» с ООО «ЖЭУ-4» договор управления многоквартирным домом с обязательным включением условий об оказании коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, отоплению (в зависимости от степени благоустройства), а также выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таких домах в срок до 01.06.2013 года. Обязать ООО «ЖЭУ-4» принимать платежи за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых управляющей организацией домах, на основании выставленных счетов на оплату коммунальных услуг в соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и пунктами 67,69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в срок до 01.06.2013 года. Обязать ООО «ЖЭУ-4» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, через средства массовой информации или иным способом.

Определением от 29.01.2013 г., к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО «ТГК-14», ООО «Байкальские коммунальные системы», ОАО «Бурятэнергосбыт», Республиканская государственная жилищная инспекция.

В ходе рассмотрения гражданского дела, определением от 06.02.2012 г. по ходатайству представителя истца производство по делу в части обязания ООО «ЖЭУ-4» принимать платежи за коммунальные услуги от граждан, проживающих в обслуживаемых управляющей организацией домах, на основании выставленных счетов на оплату коммунальных услуг в соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и пунктами 67,69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в срок до 01.06.2013 года, прекращено, в связи с частичным отказом от иска.

В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по РБ Дорофеева Т.С., Булдаев Р.В., действующие на основании доверенностей исковые требования поддержали, пояснив, что потребители коммунальных услуг не защищены, от них поступают жалобы на плохое качество оказания коммунальных услуг. При этом нет ответственных лиц из-за отсутствия договоров об оказании коммунальных услуг. Выбранная управляющая организация не исполняет свои обязанности по предоставлению коммунальных услуг, не заключает договоры с потребителями, с ресурсоснабжающими организациями. Согласно нормам жилищного законодательства на управляющую компанию возложено оказание собственникам жилых помещений оказание коммунальных услуг. Если ОАО «ТГК-14» не желает заключать договоры с управляющими организациями, то интерес двух хозяйствующих субъектов не должен зависеть от этого.

Представитель ответчика ООО «ЖЭУ-4» Перетолчина А.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснив, что все вопросы решаются на собрании собственников жилья. Решения о заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг собственниками не принималось. Граждане свободы в заключении договоров, невозможно их понудить к этому. Кроме того, перечень жилых домов, указанные в исковом заявлении, не соответствует действительности, т.к. не обслуживаются жилые жома по пер. <адрес>. Постановлением Правительства № 354 предусмотрена оплата за места общего пользования, что также решается на собрании собственников жилья. Необходимо учитывать, будут ли собственники устанавливать приборы учета. Все эти вопросы не решены, жильцы не все хотят устанавливать приборы учета. Кроме того, все затраты лягут на потребителей, поскольку управляющей организации необходимо будет увеличивать штат, в связи с чем поднимутся тарифы. ООО «ЖЭУ-4» оказывает услуги за текущий ремонт и содержание жилья. С ресурсоснабжающими организациями не заключены договора. Ранее судом принималось решение по аналогичному иску Роспотребнадзора к другой управляющей компании, однако оно да настоящего времени не исполнено. У них нет полномочий инициировать собрания, понуждать потребителей к заключению таких договоров. Жалоб от собственников жилья по поводу не оказания коммунальных услуг не было. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ОАО «Бурятэнергосбыт» Бурдуковский Б.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, пояснив, что ОАО «Бурятэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией. Потребители напрямую оплачивают им за потребленную энергию. Выражают недовольство, в связи с тем, что оплачивают за общедомовые нужды, которые рассчитываются по счетчику, а потом раскидываются на всех. Им было бы удобнее работать с управляющей организацией. На собрании собственников жилья должны решить вопрос об оказании коммунальных услуг управляющей организацией и оплате за них. Согласно Постановлению Правительства №354, они оказывают услуги до границ балансовой принадлежности, дальше за качество ОАО «Бурятэнергосбыт» не отвечает. За это может отвечать сетевая организация, либо управляющая организация.

Представитель третьего лица ООО «Байкальский коммунальные системы» Саргаев А.В., действующий на основании доверенности исковые требования признал частично, суду пояснил, что договор с управляющей организацией не заключен.У них открыты лицевые счета с потребителями на основании ст. 540 ГК РФ. Потребители напрямую оплачивают им. Также за качество услуги, они отвечают до определенной границы.

Представитель третьего лица ОАО «ТГК-14» Парпаева Н.С., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что у управляющей организации нет договора с ОАО «ТГК-14», считается, что договоры заключены с жильцами. В договорах, заключенных между управляющей организацией и собственниками избран способ управления, определен предмет. С иском не согласна, т.к. истцом плановая проверка проводилась выборочно, в отношении нескольких домов. При этом, просит суд обязать ответчика заключить договоры управления с собственниками помещений всех домов, обслуживание которых осуществляет ответчик. Истцом не представлены доказательства выбора способа управления -управление управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4», в отношении 54 домов, а именно решений собственников помещений многоквартирных домов о выборе способа управления, в нарушение ст. 56 ГПК РФ. Истец указывает на то, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг для собственников, пользователей жилых помещений 54 многоквартирных домов. Данный довод считает ошибочным и несостоятельным в силу следующего. В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Считает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг. ОАО «ТГК-14» и другие ресурсоснабжающие организации состоят в договорных отношениях по предоставлению коммунальных услуг с собственниками, пользователями жилых помещений всех домов, так как в силу вышеуказанных положений Правил являются как ресурсоснабжающими организациями, так и исполнителями соответствующих услуг коммунальных услуг. Договоры о предоставлении коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и потребителями (собственниками, пользователями помещений всех 71 домов) заключены путем совершения потребителем конклюдентных действий, посредством фактического потребления коммунальных услуг в силу ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 14 Правил. Договорные отношения сложились и ввиду совершения сторонами следующих действий: открытии лицевых счетов, произведении начислений за отопление и горячую воду, перерасчетов размера платы, допусков приборов учета и т. д. - со стороны ресурсоснабжающих организаций; осуществлении оплаты за услуги и т. д. в ресурсоснабжающие организации - со стороны собственников/пользователей жилых помещений. У ОАО «ТГК-14» отсутствуют договор о приобретении (на отпуск и потребление) тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде с ответчиком для последующего предоставления ответчиком коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения жильцам всех многоквартирных домов. Способ управления - управление управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4» (в случае выбора жильцами домов данного способа управления) не реализован, в связи с тем, что ответчик не приступил к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, а также в силу отсутствия у последнего договоров о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Ссылка истца в обоснование своих требований на пункты 63, 64, 65 Правил является несостоятельной, так как указанные положения регулируют порядок оплаты потребителями за коммунальные услуги, что не относится к предмету спора по настоящему делу. Требования истца об обязании ООО «ЖЭУ-4» заключить с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших способ управления многоквартирными домами «Управление управляющей организацией» с ООО «ЖЭУ-4» договор управления многоквартирным домом с обязательным включением условий об оказании коммунальных услуг, по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, отоплению (в зависимости от степени благоустройства), а также выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таких домах в срок до 01.06.2013 года, являются необоснованными.

Представитель третьего лица Республиканской службы государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствии.

Ранее в судебном заседании представитель Республиканской службы государственной жилищной инспекции Павлюк Н.В., действующая на основании доверенности пояснила, что если собственники выбрали управляющую организацию, то собственники должны были рассмотреть договор управления, в котором должны содержаться условия о предоставлении коммунальных услуг. С исковыми требованиями согласны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Закона о защите право потребителей и ст. 46 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора по РБ вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Как следует из пояснений представителей истца, основанием для обращения в суд с указанным иском, явились обращения отдельных граждан по поводу не предоставления коммунальных услуг, соответственно, нарушении этим прав потребителей на предъявление претензий при ненадлежащим оказании коммунальных услуг.

Из представленных доказательств, пояснений сторон, которые согласуются между собой, установлено, что решением собственников по выбору способа управления в форме заочного голосования в 2008г. выбран способ управления управляющей организацией ООО «ЖЭУ-4» многоквартирными домами по адресам: г.Улан-Удэ, ул. <адрес>.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом, собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Все необходимые и существенные условия договора управления многоквартирным домом, в т.ч. и условия о перечне коммунальных услуг, порядок оплаты коммунальных услуг, ответственность и т.д. должны быть утверждены на общем собрании собственников помещений.

Статьей 162 ЖК РФ предусмотрено, изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с заключенными договорами управления многоквартирными домами, ООО «ЖЭУ-4», как управляющая организация, оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту домов. При этом, на общем собрании собственники жилых домов какого- либо решения о предоставлении им данной управляющей организацией коммунальных услуг не принимали. В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирными домами при выборе управляющей организацией заключается с собственниками жилых помещений на условиях, принятых решением общего собрания.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы представителей истца о наличии обращений потребителей по поводу не предоставления коммунальных услуг, соответственно, нарушении этим их потребителей на предъявление претензий при ненадлежащим оказании коммунальных услуг, не нашли подтверждения в суде. В материалах дела не имеется доказательств этому.

Кроме этого, не представлено доказательств того, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах принимали на общем собрании решение об оказании им управляющей компанией коммунальных услуг, как того требует положение ст. 162 ЖК РФ. Пояснения представителей истца о бездействии ответчика в том, что он не инициировал данный вопрос, суд находит не основанным на законе. При таких обстоятельствах, при отсутствии такого решения общего собрания у суда нет оснований возлагать на ответчика обязанность заключать договора управления многоквартирными домами с каждым собственником жилья, с обязательным включением условий об оказании всех коммунальных услуг.

Суд считает, что если на общем собрании собственников жилья при выборе способа управления и решения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, нарушаются требования жилищного законодательства, в том числе и условий по предоставлению коммунальных услуг, то собственник жилого помещения, в соответствии со ст. 46 ЖК РФ, праве обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Доказательств того, что собственники жилья выражают недовольство о выборе способа управления этой управляющей компании истцом суду не представлено.

На основании ч.1, ч.2 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Лица, заключившие договор об оказании коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями напрямую, являются потребителями, что следует из содержания и смысла нормы ст. 426 ГК РФ, что не противоречит положениям ФЗ « О защите прав потребителей». соответственно, в случае нарушения прав собственников жилья- потребителей этих услуг, последние имеют право предъявить претензии к ресурсоснабжающим организациям по качеству оказываемых коммунальных услуг.

Суд находит обоснованными доводы представителя ответчика и представителя третьего лица ОАО «ТГК-14» о том, что требование истца о понуждении ответчика заключить договоры с каждым собственником помещения, избравшим способ управления через управляющую организацию, с обязательным включением условий об оказании всех коммунальных услуг, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников каждого многоквартирного дома, обслуживаемого ответчиком, является неправомерным.

Учитывая изложенное, суд не может согласиться с доводами истца о нарушении ответчиком прав потребителей, в связи с отсутствием в договорах управления условий о предоставлении коммунальных услуг, создающих препятствия потребителям предъявлять претензии к качеству оказываемых услуг.

Положения постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не противоречат вышеназванным нормам действующего жилищного законодательства.

Суд приходит к выводу о том, что требования истца не могут быть удовлетворены без учета мнения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, выраженного в установленной законом форме. Только собственники жилых помещений, как сторона по договору управления многоквартирным домом, могут инициировать общее собрание собственников и решить на повестке собрания вопросы относительно включения тех или иных видов коммунальных услуг.

Многоквартирные дома, обслуживаемые ответчиком, являются неодинаковыми по степени благоустройства, включение в договор управления многоквартирным домом перечня тех или иных услуг видов коммунальных услуг, в любом случае повлекут дополнительные затраты для управляющей организации и соответствующее изменение оплаты за услуги управления домом, в каждом случае в отношении того или иного дома, этот размер оплаты будет разный. Учет мнения собственников жилых помещений является необходимым.

На основании изложенного, суд полагает необходимым требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по РБ в защиту неопределенного круга потребителей, оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по РБ в защиту неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: Л.А. Хаптахаева

ВЕРНО: судья Л.А. Хаптахаева

секретарь ФИО9

2-526/2013 (2-5413/2012;) ~ М-5284/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республике бурятия в защиту неопределенного круга потребителей
Ответчики
ООО "ЖЭУ-4"
Другие
ОАО "Бурятэнергосбыт"
ОАО "ТГК-14"
ООО "Байкальские коммунальные системы"
Управление Роспотребнадзора по РБ
Республиканская служба государственной жилищной инспекции
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Хаптахаева Л.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
26.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2012Передача материалов судье
29.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2013Подготовка дела (собеседование)
14.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2013Судебное заседание
30.01.2013Судебное заседание
05.02.2013Судебное заседание
06.02.2013Судебное заседание
07.02.2013Судебное заседание
14.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2013Дело оформлено
07.05.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее