77RS0029-02-2023-002257-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Куличева Р.Б.,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-350/2023 по административному иску Главы муниципального адрес Светикова Ильи Анатольевича к депутатам Совета депутатов муниципального адрес Дичевой Марине Владимировне, фио, Шеиной Олесе Владимировне, Каданцевой Юлиане Владимировне, Федотову Виталию Сергеевичу о признании действий незаконными,
установил:
административный истец Глава муниципального адрес
адрес Светиков И.А. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам в котором просит суд признать действия депутатов по организации, созыву и проведению заседания Совета депутатов муниципального адрес 24.01.2023 незаконными, обязать довести до сведения жителей муниципального адрес, органов публичной власти, учреждений и организаций решение суда путем публикации и размещений на своих страницах в сети интернет, на официальном сайте муниципального адрес, путем направления решения суда в адрес адрес Куркино, Префектуры адрес, Тушинской прокуратуры, Департамента территориальных органов исполнительной власти адрес, а также изъять видеозаписи заседания, размещенной на адрес по ссылке: https://youtu.be/94av3C11swc.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, на основании решения Совета депутатов муниципального адрес от 12.14.2021 № 13-4, является адрес Куркино адрес. 11.09.2022 состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес пятого созыва. Решением территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей обязанности избирательной комиссии муниципального адрес, 12.09.2022 № 33/1 определены результаты выборов, установлено, что в Совет депутатов муниципального адрес
адрес избрано 10 депутатов: фио, фио, Полубатонова Л.А., Шеина О.В., Федотов В.С., фио, фио, фио, фио, фио В рамках своих полномочий, истец назначил очередное заседание Совета депутатов на 24.01.2023 в 17.00. Информация о дате, времени и месте проведения заседания, повестка дня заседания, проекты решений, материалы депутатам Совета депутатов и уполномоченным лицам государственных органов и учреждений были направлены в установленном порядке посредством электронной почты. В соответствии с протокольным решением депутатов Совета депутатов от 21.12.2022 указанное заседание предложено провести в дистанционной форме. 23.01.2023 в 16.43 административными ответчиками были направлены заявления об отказе принимать участие в заседании Совета депутатов в дистанционной форме. 24.01.2023 в 17.00 заседание Совета депутатов муниципального адрес состоялось в дистанционной форме. Позднее истцу стало известно, что административными ответчиками в то же время, в 17.00 24.01.2023 проводилась встреча в зале заседаний Совета депутатов и которая позиционировалась, как заседание Совета депутатов. Заседание транслировалось на адрес по ссылке:https://youtu.be/94av3C11swc, на нем присутствовали жители муниципального адрес, представители управы адрес, представитель ТЦСО «Тушино» филиала Куркино, были рассмотрены вопросы, а также отчет представителя ТЦСО. Истец полагает, что административные ответчиками превышены полномочия, совершены неправомерные действия, в которых усматривается целенаправленное нарушение действующего законодательства; неправомерными действиями ответчиков нарушены права истца, нанесен существенный вред интересам истца, что препятствует его работе и работе органов местного самоуправления, вводят в заблуждение население и органы публичной власти, организации и учреждения.
В судебном заседании представитель административного истца – фио поддержала заявленные требования.
В судебном заседании представитель административных ответчиков – фио возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с абз. 1 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, судебному контролю подлежат только такие акты (решения, действия, бездействие и т.п.), которые нарушают права и законные интересы административного истца.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения Совета депутатов муниципального адрес от 12.14.2021 № 13-4, административный истец Светиков И.А. является адрес Куркино адрес (л.д. 52).
11.09.2022 состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес пятого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей обязанности избирательной комиссии муниципального адрес, 12.09.2022 № 33/1 определены результаты выборов, установлено, что в Совет депутатов муниципального адрес
адрес избрано 10 депутатов: фио, фио, Полубатонова Л.А., Шеина О.В., Федотов В.С., фио, фио, фио, фио, фио (л.д. 53).
17.01.2023 адрес Куркино адрес назначено очередное заседание Совета депутатов на 24.01.2023 в 17.00. Информация о дате, времени и месте проведения заседания, повестка дня заседания, проекты решений, материалы депутатам Совета депутатов и уполномоченным лицам государственных органов и учреждений были направлены депутатам посредством электронной почты, указанное заседание предложено провести в дистанционной форме (л.д. 54).
23.01.2023 депутатами Дичевой М.В. и Полубатоновой Л.А. в адрес электронной почты Администрации Куркино были направлены заявления об отказе принимать участие в заседании Совета депутатов в дистанционной форме (л.д. 56-57).
24.01.2023 в 17.00 заседание Совета депутатов муниципального адрес состоялось в дистанционной форме, оформленное протоколом очередного заседания Совета депутатов муниципального адрес 5 созыва за № 8, на котором приняли участи 5 из 10 депутатов, Глава муниципального адрес Светиков И.А., жители муниципального адрес. Заседание Совета депутатов муниципального адрес признано правомочным, кворум имеется.
Как следует из объяснений истца нарушение его прав выражается в том, что административные ответчиками, путем проведения в зале заседаний Совета депутатов 24.01.2023 заседания Совета депутатов, которое транслировалось на адрес по ссылке:https://youtu.be/94av3C11swc, были превышены полномочия, совершены неправомерные действия, в которых усматривается целенаправленное нарушение действующего законодательства; неправомерные действия ответчиков нарушены права истца, нанесли существенный вред интересам истца, поскольку препятствуют его работе и работе органов местного самоуправления, вводят в заблуждение население и органы публичной власти, организации и учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 11 Устава муниципального адрес (принят решением муниципального Собрания Куркино в адрес от 25.11.2003
№ 13-1) (зарегистрировано в Департаменте территориальных органов исполнительной власти адрес 08.12.2003 № 060), дублирующей ст. 13 Закона адрес от 06.11.2002 № 56 (ред. от 15.03.2023) «Об организации местного самоуправления в адрес», депутат представительного органа обязан, в том числе, регулярно не реже одного раза в месяц вести прием избирателей; своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год. Проведение встреч депутата представительного органа с избирателями в форме публичных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Законом адрес от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».
Статьей 12 Устава муниципального адрес, формами деятельности депутата Совета депутатов являются: 1) участие в заседаниях Совета депутатов; 2) участие в работе постоянных комиссий, рабочих групп и иных формирований Совета депутатов; 3) участие в работе по подготовке проектов муниципальных нормативных и иных правовых актов Совета депутатов и поправок к ним; 4) участие в выполнении поручений Совета депутатов; 5) депутатский запрос, обращение; 6) работа с избирателями; 7) участие в работе комиссий, рабочих групп, образуемых совместно с администрацией, органами исполнительной власти, общественными объединениями.
Деятельность депутата Совета депутатов может осуществляться также в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законам адрес.
Порядок осуществления деятельности депутата Совета депутатов, в определенных настоящей статьей формах, устанавливается Регламентом Совета депутатов и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 22 Устава муниципального адрес, депутат Совета депутатов в связи с осуществлением своих полномочий: 1) осуществляет правотворческую инициативу; 2) пользуется правом на материально-техническое обеспечение своей деятельности; 3) пользуется правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной власти адрес, в границах территорий которых находится муниципальный округ, территориальных структурных подразделений органов государственной власти адрес, органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, действующих на территории муниципального округа (далее - организации), и органов управления общественных объединений, действующих на территории муниципального округа (далее - общественные объединения), по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий адрес; 4) пользуется правом на беспрепятственный доступ к правовым актам, принятым органами местного самоуправления; 5) пользуется правом на обеспечение соответствующих условий для приема избирателей, проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними; 6) вправе обращаться в письменной или устной форме в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий; 7) вправе направлять депутатские запросы в органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления, их должностным лицам по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий; 8) вправе непосредственно участвовать в рассмотрении поставленных им в обращении к должностным лицам вопросов; 9) вправе получать и распространять информацию; 10) вправе выступать по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий адрес в средствах массовой информации.
Гарантии осуществления депутатом своих полномочий обеспечиваются в соответствии с Законом адрес от 25 ноября 2009 года № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в адрес» и решениями Совета депутатов.
Судом установлено, что 24.01.2023 в 17.00 состоялось заседание группы депутатов Совета депутатов муниципального адрес с участием депутатов Дичевой М.В., фио, Шеиной О.В., Каданцевой Ю.В., фио, жителей района, обсуждены вопросы. Результаты проведенного заседания оформлены протоколом, согласно которому, в связи с отсутствием форума принято протокольное решение о включении вопросов повестки в повестку дня ближайшего легитимного заседания совета депутатов.
Суд, оценив доводы истца, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку административные ответчики действовали в рамках, предоставленных им законом полномочий, осуществили встречу с жителями района. Решений, которые бы ущемили права истца, как должностного лица, административными ответчиками приняты не были, доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом действия не нарушают законных прав административного истца и не налагают на административного истца каких-либо обязанностей, не влекли для него неблагоприятных последствий, а потому действиями административных ответчиков права административного истца не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174 -177КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Главы муниципального адрес Светикова Ильи Анатольевича к депутатам Совета депутатов муниципального адрес Дичевой Марине Владимировне, фио, Шеиной Олесе Владимировне, Каданцевой Юлиане Владимировне, Федотову Виталию Сергеевичу о признании действий незаконными, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Б. Куличев
Решение принято в окончательной форме 04 мая 2023 года.