РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2013 года г. Свободный
Свободненский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Донцова О.В., при секретаре судебного заседания Михасёвой О.В., с участием заявителя ФИО1, ВрИО начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – госпиталь <адрес>) Исайчева Г.Г. и его представителя Цевелева О.Г., представителя войсковой части № Авилова Б.А. и заместителя военного прокурора Свободненского гарнизона подполковника юстиции Филатова И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей госпиталя <адрес> майора медицинской службы запаса ФИО2 об оспаривании действий начальника указанного госпиталя и командира войсковой части №, связанных с исключением из списков личного состава госпиталя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 проходившая военную службу по контракту в госпитале, обратилась в военный суд с заявлением, в котором указала, что приказом начальника госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ № № с внесённым в него изменением приказом этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № №, она с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава госпиталя. С данными приказами не согласна так как: начальник госпиталя не имеет права исключать её из указанных списков; на день исключения из списков личного состава она находилась в отпуске; не обеспечена денежным довольствием в полном объёме и вещевым имуществом; не обеспечена жилым помещением и её не направили на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Считая, что своими действиями начальник госпиталя и командир войсковой части № нарушили её право на полное обеспечение положенными видами довольствия при исключении из списков личного состава госпиталя, Мацишина Е.В. просила суд: признать их незаконными; признать приказы начальника госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № недействительными с момента принятия; восстановить её в списках личного состава госпиталя, обеспечив при этом всеми положенными видами довольствия; обязать начальника госпиталя выплатить ей денежное довольствие в полном объёме; обязать начальника госпиталя направить её на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей; обязать командира войсковой части № обеспечить её положенным вещевым имуществом.
Заявитель в ходе судебного заседания поддержала свои требования в полном объёме, уточнив при этом, что просит суд обязать начальника госпиталя выплатить ей надбавку за особые условия военной службы за февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2013 года.
Представитель ВрИО начальника госпиталя Цевелев О.Г. требования заявителя не признал и пояснил, что представляемое им должностное лицо действовало в пределах предоставленных ему полномочий и права заявителя не нарушило.
Представитель командира войсковой части № Авилов Б.А. требования заявителя не признал и указал, что представляемое им должностное лицо прав ФИО4. не нарушило, так как заявитель в воинскую часть по поводу получения вещевого имущества не обращалась.
В ходе судебного заседания заместитель военного прокурора Свободненского гарнизона подполковник юстиции Филатов И.А. просил суд требований заявителя удовлетворить, так как на момент исключения ФИО5. из списков личного состава госпиталя она не обеспечена всеми положенными видами довольствия.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела и учитывая заключение военного прокурора, изложенное выше, суд полагает правильным требования заявителя удовлетворить.
При принятии решения суд исходит из того, что как видно из заявления ФИО6. и исследованных в ходе судебного заседания приказов начальника госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, заявитель с 10 июля того же года исключена из списков личного состава госпиталя, всех видов обеспечения.
Как усматривается из расчётных листков ФИО7. за апрель – июль 2013 года и выписки из её лицевого счёта из Дальневосточного филиала ОАО АКБ «<адрес>» заявителю не перечислялась надбавка за особые условия военной службы за февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2013 года.
Согласно заявок начальника госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ № № и от 27 мая того же года № № и ответа из войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ начальник госпиталя ходатайствовал перед командиром войсковой части № об обеспечении ФИО8. вещевым имуществом и при этом получен ответ, что положенным вещевым имуществом обеспечить ФИО9 Е.В. не представляется возможным в виду отсутствия такового.
Как усматривается из справки из войсковой части № задолженность перед ФИО10 по вещевому имуществу составляет № предмет на сумму 23 709 руб. 75 коп.
Как видно из расчётного листка заявителя за июль 2013 года и её рапорта от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет ФИО11 на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 лет и 6 месяцев и последняя перед исключением из списков личного состава обратилась к начальнику госпиталя с просьбой не исключать её из указанных списков до получения жилья.
Согласно рапортов заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12. обращалась к начальнику госпиталя с рапортами о направлении её на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в связи с увольнением с военной службы.
Далее, согласно п. 16 ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение), военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В соответствии с п.16 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков.
Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы является дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Анализ указанных выше положений позволяет суду прийти к выводу о том, что военнослужащий не может быть исключён из списков личного состава части во время нахождения в отпуске.
Как усматривается из ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, надбавка за особые условия военной службы относится к дополнительной выплате и соответственно входит в состав денежного довольствия военнослужащего.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 27 «Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, положенное по нормам снабжения вещевое имущество личного пользования, не выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, либо не полученное ими в период времени, в течение которого оно должно было находиться во владении и безвозмездном пользовании, переходит в собственность этих военнослужащих с момента получения этого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы, в том числе, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия продолжительностью до четырех месяцев в порядке и на условиях, которые определяются, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно п. п. 5 и 6 приложения к приказу Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года № 95 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт в установленном порядке. Рапорта военнослужащих в установленном порядке рассматриваются соответствующими командирами воинских частей.
Как усматривается из п. 1 ст. 50 Федерального закона от 16 сентября 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» увольнение с военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно – осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 8 ст. 34 Положения увольнение указанных военнослужащих с военной службы производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
В соответствии с п. 10 приложения к приказу Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 года № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» должностные лица для которых штатом предусмотрена воинское звание майор не имеет право назначать военнослужащих на воинские должности.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что на момент исключения из списков личного состава госпиталя: Мацишина Е.В. находилась в основном отпуске; она не была обеспечена денежным довольствием в полном объёме за 6 месяцев и положенным ей вещевым имуществом, которые она не получила до сих пор, по причинам от неё не зависящим; ей не предоставлено жилое помещение; приказ об её исключении из указанных списков издан должностным лицом, не имеющим на это права; заявителю не предоставили возможность в последний год военной службы пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия начальника госпиталя и командира войсковой части №, связанные с исключением Мацишиной Е.В. из списков личного состава госпиталя являются незаконными, а требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО13 об оспаривании действий начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части №, связанных с исключением из списков личного состава госпиталя, - удовлетворить.
Действия начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения № военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части №, связанные с исключением ФИО14. из списков личного состава госпиталя, - признать незаконными.
Обязать начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации отменить свои приказы от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, в части касающейся ФИО15., восстановить её в списках личного состава госпиталя до окончательного расчета, обеспечив положенными видами довольствия.
Обязать начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации выплатить ФИО16. надбавку за особые условия военной службы за февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2013 года.
Обязать начальника госпиталя (<адрес>) Федерального государственного казённого учреждения «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации направить ФИО17 на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
Обязать командира войсковой части № выдать ФИО18. положенное вещевое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Свободненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу О.В. Донцов