Дело № 2-175/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 06 июня 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Леончук А.А.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района в интересах Александрова ФИО11 к Управлению образования администрации Балахтинского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2017 года по февраль 2018 года
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Александрова А.Ю. к Управлению образования администрации Балахтинского района о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда в Управлении образования администрации Балахтинского района, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 01.12.2015 года № 9, заключенного между Управлением образования администрации Балахтинского района и Александровым А.Ю., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки в нарушении требований ч.3 ст. 133, ст. 132, ст. 148, ст. 135, ст. 129, ст. 146 ТК РФ. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с марта 2017 года по февраль 2018 года не выплачено 17612 руб. 61 коп., которые просит взыскать с Управления образования администрации Балахтинского района в пользу Александрова А.Ю.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец ФИО12 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором заявленные требования поддержал и просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – руководитель Управления образования администрации Балахтинского района Кузьмин К.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменных возражений установлено, что исковые требования ответчик признает частично. Начисление заработной платы работникам Управления образования администрации Балахтинского района осуществлялось в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 №3-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее Закон Красноярского края). Указанным Законом для целей расчета заработной платы, установлен размер региональной выплаты с прямым указанием о включении в установленную сумму начислений по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В Красноярском крае принято такое Региональное соглашение, зарегистрировано в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края от 28.12.2016г. №33. В соответствии с указанным Соглашением и Законом Красноярского края ответчику для выплаты заработной платы доведены ассигнования в размере минимальной заработной платы установленной:
с 01 января 2017 года в размере 10592 рубля;
с 01 января 2018 года в размере 11016 рублей, включая районный коэффициент.
Исходя из предписанного, Управление образования администрации Балахтинского района начисляло заработную плату Бондареву А.В. в соответствии указанных сумм. Начислять дополнительные средства, нарушая Закон Красноярского края и действуя вопреки указаниям, ответчик не может. Других источников или ресурсов, кроме выделяемых денежных средств не имеет. Таким образом, вины в сложившейся ситуации у ответчика нет. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П высказана позиция, с которой в последствии согласился и Верховный Суд РФ в Постановлении Президиума ВС РФ от 07.02.2018 №4-ПВ17, согласно которой МРОТ имеет единый размер для всей страны и не учитывает климатические условия. Даже соглашаясь с мнением КС РФ и ВС РФ, у ответчика нет возможности начислять и выдавать недостающие денежные средства (л.д. 22-23).
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что приказом Управления образования администрации Балахтинского района от 01.12.2015 года № 132 Александров А.Ю. принят на работу кочегаром, временно на период больничного Гингель Ф.Я. в Управление образования с тарифной ставкой (окладом) 2231,0 рублей (л.д. 15).
01 декабря 2015 года с Александровым А.Ю. заключен трудовой договор №9 (л.д.9-13).
По дополнительному соглашению к трудовому договору от 01.12.2015 года №9 от 21 декабря 2015 года и приказа Управления образования администрации Балахтинского района от 21.12.2015 № 151 трудовой договор с Александровым А.Ю. заключен на неопределённый срок (л.д. 14, 16).
Как следует из справки о доходах физического лица за 2017 год №15 Александров А.Ю. получил доход и его заработная плата с марта по июль составила 10592 руб., в августе 5065,74 руб., так же отпускные 16315,49 руб, в сентябре 1008,76 руб., с октября по ноябрь 10592 руб., за декабрь 30231,53 руб. (л.д. 8).
По справке о заработной плате Александрова А.Ю. его заработная плата ежемесячно за январь и февраль 2018 года составила 11016 руб. (7).
Допущенные нарушения закона Управления образования администрации Балахтинского района влекут нарушения прав Александрова А.Ю. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в связи с чем, он обратился с заявлением в прокуратуру Балахтинского района (л.д. 6). Выплата Александрова А.Ю. заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.07.2016г не менее 12000 руб. исходя из следующего расчета 7500+30%+30%; с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. менее 12480 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 рублей + 30%+ 30%; с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Александрову А.Ю. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период с марта 2017 по февраль 2018 года (включительно) подлежит доплате, а именно: с марта по июнь 2017 года включительно 12000-10592 руб. итого 1408 руб, за июль, октябрь, ноябрь 2017 года 12480 - 10592 руб. итого 1888 руб.; за август 2017 года (с учетом 11 отработанных дней из 23) – 5065,74 (начисленная заработная плата) 902,96 руб.; за сентябрь 2017 года (с учетом 2 отработанных дней из 21) – 1008,76 (начисленная заработная плата) 179,81 руб; за январь и февраль 2018 года 15182,4 – 11016 = 4166,4 руб.
Учитывая, что в декабре 2017 года заработная плата Александрову А.Ю. превышала МРОТ, то доплата за данный месяц не производится.
Итого: (1408 х 4) + 902,96 руб +179,81 + (1888 х3) + (4166,4 х 2) = 22599 руб. 57 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.04.2018 года является действующим учреждением (л.д.18-19).
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 877,99 рублей (800 + 3% х 2599,57).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Александрова ФИО13 удовлетворить.
Взыскать с Управления образования администрации Балахтинского района в пользу Александрова ФИО14 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по февраль 2018 года (включительно) в размере 22599 руб. 57 коп.
Взыскать с Управления образования администрации Балахтинского района государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 877,99 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2018 года