Судья суда первой инстанции: фио
Гр. Дело в суде первой инстанции № 2-9233/2022
Гр. Дело в суде апелляционной инстанции № 33-36234/2023
УИД 77RS0021-02-2022-014353-26
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 сентября 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Иваненко Ю.С.,
судей фио, фио,
при помощнике судьи Морозовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя истцов по доверенности Карасевой А.А. на решение Пресненского районного суда адрес от 29 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б... к Комитету адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) о признании бездействия незаконным - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к Комитету адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее также - Москомстройинвест) о признании бездействия незаконным, выразившегося в неосуществлении действий по надлежащему учету проблемного объекта долевого строительства: микрорайон 11 Южное Тушино, расположенного по строительному адресу: адрес, мкр. 11, застройщиком которого являлось адрес «Энергостройкомплект-М» в Едином реестре проблемных объектов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что истцы являются участниками долевого строительства объекта: микрорайон 11 Южное Тушино, расположенного по адресу: адрес, мкр. 11, застройщиком которого являлось адрес «Энергостройкомплект-М». 13.08.2002 г. принято постановление Правительства Москвы от № 640-ПП «О застройке микрорайона 11 Южное Тушино», инвестиционного контракта, зарегистрированного 20.08.2002 г. за № ДЖП.02.СЗАО.00361, заключенного между Правительством Москвы, Московской городской организацией Общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и ОАО ХК «Главмосстрой», договора № ИД520/ЗТ передачи части правомочий по инвестированию строительства от 21.06.2003 г. между ОАО «Компания «Главмосстрой» и адрес «Энергостройкомплект-М». Строительство осуществлялось с привлечением денежных средств участников строительства - граждан. Реализация инвестиционного контракта прекращена на основании постановления Правительства Москвы от 07.06.2011 г. № 258-ПП «О прекращении реализации инвестиционного проекта застройки микрорайона 11 Южное Тушино». Решением Арбитражного суда адрес от 17.10.2011 г. адрес «Энергостройкомплект-М» признано несостоятельным (банкротом); участники строительства включены в реестр требований участников строительства (реестр требований о передаче жилых помещений) застройщика. Согласно распоряжению Правительства Москвы от 27.07.2011 г. № 576-РП «О предоставлении субсидии ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов», ГУП «УРиРУО» предоставлена субсидия в размере до 3000, сумма прописью в целях возмещения затрат по завершению строительства жилых домов на территории адрес (микрорайон 11 адрес, корп. 3, 6 и адрес, 2 - до 1600,0 сумма прописью) и строительству иных жилых домов с их последующим предоставлением гражданам, пострадавшим от недобросовестных действий юридических лиц-инвесторов (до 1400,0 сумма прописью). В октябре 2011 года Правительством Москвы принято решение об оказании мер адресной помощи гражданам-соинвесторам, пострадавшим от неправомерных действий адрес «Энергостройкомплект-М»; построено компенсационное жилье по адресу: адрес, адрес, адрес, адрес, ул. 10, адрес и адрес. Вместе с тем, истцам компенсационное жилье до настоящего времени не предоставлено. На основании Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», объект долевого строительства - «Микрорайон 11 Южное Тушино», расположенный по адресу: адрес, по строительному адресу: адрес, мкр. 11, включены в Единый федеральный перечень проблемный объектов. Между тем, в настоящее время, по запросу Комитета адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства указанный объект исключен из Единого реестра проблемных объектов. По мнению истцов, основания для исключения спорного объекта из Единого реестра проблемных объектов отсутствуют.
Истец фио и представитель истцов Карасева А.А., фио, в судебное заседание явились, требования поддержали.
Представителя ответчика фио в судебное заседание явились, требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истцов по доверенности Карасева А.А., по доводам апелляционной жалобы.
Истцы фио, фио, Логинова А.П., Пак Р., Бородина Ю.В., Галеев В.М. и представитель истцов по доверенности Карасевой А.А. в заседание апелляционной инстанции явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика Мокомстройинвест по доверенности фио в заседание апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы не признала.
Истцы Барбашов С.А., Васильева Л.В., Юдина Н.Е., Володина С.Н., фио, Кербель Н.А., Лапшина И.Ю., Миронова О.Е., Павлюченко В.А., Покровская Р.Г., фио в заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, выслушав фио, фио, Логинову А.П., Пак Р., Бородину Ю.В., фио, представителя истцов по доверенности Карасеву А.А., представителя ответчика Мокомстройинвест по доверенности фио, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с изменениями, внесенными в пп. «в» п. 15 и пп. «в» п. 16 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 27.06.2019 г. вместо реестра пострадавших граждан ведется единый реестр проблемных объектов.
Согласно ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
На основании ч. 1.2. Федерального закона № 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
В силу ч. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.
Пунктом 11 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2019 г. № 555/пр «О составе сведений единого реестра проблемных объектов» установлены основания для включения объекта в единый реестр проблемных объектов: застройщиком более чем на шесть месяцев нарушен срок завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; застройщиком более чем на шесть месяцев нарушен срок исполнения обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированного договору участия в долевом строительстве; застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ; в отношении застройщика введена иная процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с ФЗ о 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.4 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ, ввод соответствующего объекта в эксплуатацию является основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федеральным законом N 214-ФЗ установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ, признаны утратившими силу положения законодательного акта по формированию и ведению уполномоченным органом реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Одновременно, вышеуказанными изменениями, внесенными в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ, внесены положения о формировании Единого реестра проблемных объектов (ЕРПО) в Единой информационной системе жилищного строительства.
Формирование единого реестра проблемных объектов осуществляется в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИЖС), расположенной в сети Интернет по адресу www. НАШ.ДОМ. РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 № 319 «О единой информационной системе жилищного строительства» оператором ЕИЖС является АО "ДОМ.РФ".
Единый реестр проблемных объектов формируется в соответствии с критериями, определенными на законодательном уровне: в отношении застройщика введена процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; в отношении объекта долевого строительства нарушены сроки завершения строительства более чем на 6 месяцев; нарушены сроки передачи объекта долевого строительства гражданам - участникам долевого строительства более чем на 6 месяцев. Перечень домов формируется на основании официальных сведений, размещенных в ЕИСЖС застройщиками и контролирующими органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 г. № 157-ПП «Об утверждении Положения о Комитете адрес по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства», Москомстройинвест является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий адрес, государственного контроля и надзора соблюдения в адрес законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Ч. 1.1. ст. 23.1 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ предусматривает, что Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - проблемные объекты).
В единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), включаются также сведения о многоквартирных домах и (или) об иных объектах недвижимости, если в отношении застройщика, осуществляющего строительство таких объектов недвижимости, введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Специальными нормами статьи 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» для завершения строительства проблемных объектов застройщиков, признанных банкротами, предусмотрена возможность создания субъектом РФ фонда, который осуществляет завершение строительства проблемных объектов только за счет средств субъекта РФ без привлечения средств федерального бюджета и ППК Фонда.
Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2019 № 1313-ПП «Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории адрес учрежден Московский фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, являющийся унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков в соответствии с частью 1 статьи 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон №214-ФЗ») осуществляется без привлечения средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 Закона № 214-ФЗ.
Из материалов дела следует, что застройщик адрес «Энергостройкомплект-М» не исполнил обязательства перед участниками строительства.
Решением Арбитражного суда адрес от 17.10.2011 г. адрес «Энергостройкомплект-М» признано несостоятельным (банкротом); участники строительства включены в реестр требований участников строительства (реестр требований о передаче жилых помещений) застройщика.
Объект по адресу: адрес, микрорайон 11 адрес включен в ЕРПО автоматически в адрес 2019 года.
В результате анализа Москомстройинвестом ЕРПО на территории адрес, размещенного в ЕИСЖС, было установлено, что в состав ЕРПО включен объект по указанному выше адресу, не соответствующий критериям отнесения к категории «проблемных», в связи с чем он был исключен из Реестра.
Строительство корпусов 2, 3, 6 по адресу: адрес, микрорайон 11 завершено, оформлены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 08.10.2008 г. № RU77222000-001315; от 30.09.2011 г. № RU77222000-003701; от 30.09.2010 г. № RU77222000-003079; объектам присвоены адреса: адрес, микрорайон 11, вл. 4-34, корп. 2, адрес, микрорайон 11, корп. 3, адрес, микрорайон 11, корп. 6.
Письмом от 29.11.2019 г. № 77-22-1827/9 Москомстройинвест обратился в АО «ДОМ.РФ» с просьбой об исключении сведений об указанном объекте из ЕРПО.
На основании решения оператора системы ЕИСЖС объект по адресу: адрес, микрорайон 11 адрес исключен из ЕГРПО в январе 2020 года.
В рамках действующего законодательства органами власти адрес принимаются меры поддержки граждан, пострадавших от действий недобросовестного застройщика адрес «Энергостройкомплект-М», с учетом фактических обстоятельств и предоставленными каждым гражданином документов.
В «Дорожной карте» по спорному объекту содержались сведения о количестве граждан, включенных в реестр-11 человек.
Письмом от 13.09.2022 г. № 77-03-26/22-66 Москомстройинвест направил в Департамент городского имущества адрес комплект копий документов Долотказиной Е.Д. для принятия решения о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда адрес по адресу: адрес.
Письмом от 13.09.2022 г. № 77-03-26/22-67 Москомстройинвест направил в Департамент городского имущества адрес комплект копий документов Перловой З.И. для принятия решения о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда адрес по адресу: адрес, адрес частью 1 статьи 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ) установлено, что Фонд субъекта Российской Федерации создается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду субъекта Российской Федерации имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимого имущества, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан - участников долевого строительства в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.
Разрешая первоначальные заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, оценил имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что не установлено бездействие ответчика, выразившееся в неосуществлении действий по ненадлежащему учету проблемных объектов по адресу: адрес, мкр. 11, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком нарушены права истцов, поскольку именно по инициативе ответчика дома истцов были исключены из реестра ЕРПО, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку специальными нормами статьи 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» для завершения строительства проблемных объектов застройщиков, признанных банкротами, предусмотрена возможность создания субъектом РФ фонда, который осуществляет завершение строительства проблемных объектов только за счет средств субъекта РФ без привлечения средств федерального бюджета и ППК Фонда.
Постановлением Правительства Москвы от 09.10.2019 № 1313-ПП «Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории адрес учрежден Московский фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, являющийся унитарной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с пунктом 2.8 Постановления Правительства Москвы финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков в соответствии с частью 1 статьи 21.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон №214-ФЗ») осуществляется без привлечения средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 Закона № 214-ФЗ.
Поскольку в рамках ранее действовавшего правового регулирования права всех включенных в реестр граждан восстановлены, жилой дом на основании части 1.4 ст. 23.1 Федерального закона N 214-ФЗ правомерно исключен из единого реестра проблемных объектов, в связи с погашением субъектом Российской Федерации требований всех граждан-участников строительства.
В такой ситуации, включение указанного жилого дома в реестр проблемных объектов, как на том настаивают истцы, будет означать повторное предоставление мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ, что действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку само по себе, несогласие истцов с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пресненского районного суда адрес от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов по доверенности Карасевой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: