№2-282/14 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 26 февраля 2014 г.
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Джемакуловой Б.Х., с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С., представителя органа, действия которого обжалуются Шкуро Ю.Б.,рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зам.прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным бездействия госоргана,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Предгорного района проведена проверка исполнения Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса РФ, администрацией МО Ессентукский сельсовет Предгорного района, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. №8ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Пунктом 2.1 СанПин 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 28.06.2011 г. №84, определено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляется в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права и, соответственно, возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Пунктом 13 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
В ходе проверки установлено, что на территории МО Новоблагодарненский сельсовет находится четыре кладбища, которые располагаются по следующим ориентирам: <адрес> – 300 м. западнее <адрес>; <адрес> – 200 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. южнее <адрес>.
В нарушение требований законодательства, по состоянию на 14.02.2014 г. право муниципальной собственности на указанные кладбища в установленном законом порядке администрацией не оформлено.
Таким образом, в результате бездействия органа местного самоуправления, выраженного в непринятии мер по организации на территории указанного МО мест захоронения, соответствующих требованиям земельного законодательства, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбищ.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию кладбищ, незаконным.
Возложить на администрацию МО Новоблагодарнеского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на кладбища, расположенные по следующим ориентирам: <адрес> – 300 м. западнее <адрес>; <адрес> – 200 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. южнее <адрес>.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Глава администрации МО Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района не возражает против удовлетворения заявления, обязуется устранить недостатки, оформить право муниципальной собственности на указанные кладбища.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов государства, как гаранта соблюдения законов на территории Российской Федерации, а также в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц.
Исходя из того, что в силу прямого указания закона обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы лиц принявших оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заявителем решения возложена именно на государственный орган, либо лицо, действия (бездействие) которого обжалуются. Администрация, возражая на заявленные требования, должна представить суду доказательства предпринимаемых ею мер для надлежащего соблюдения указанного Федерального закона.
Однако, таких доказательств суду не представлено.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Пунктом 2.1 СанПин 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 28.06.2011 г. №84, определено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляется в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права и, соответственно, возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Пунктом 13 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. №8ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Установлено, что на территории МО Новоблагодарненский сельсовет находится четыре кладбища, расположенные по следующим ориентирам: <адрес> – 300 м. западнее <адрес>; <адрес> – 200 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. южнее <адрес>.
В нарушение требований законодательства, по состоянию на 14.02.2014 г. право муниципальной собственности на указанные кладбища в установленном законом порядке администрацией не оформлено.
Как усматривается из письма главы МО Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края помощнику прокурора Предгорного района Гриценко А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ г., на территории МО Новоблагодарненского сельсовета находится четыре кладбища по следующим ориентирам: <адрес> – 300 м. западнее <адрес>; <адрес> – 200 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. южнее <адрес>. /л.д.8/.
Согласно письма главы МО Новоблагодарнеского сельсовета Предгорного района Ставропольского края помощнику прокурора Предгорного района Гриценко А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ г., земельные участки, используемые для захоронений (кладбища) за администрацией Новоблагодарненского сельсовета не закреплены, правовой режим их так же не определен в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кладбища расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена, но в границах населенных пунктов. Право муниципальной собственности на кладбище не оформлено. Правила захоронения и содержания имеющихся на территории Новоблагодарненского сельсовета мест захоронения (кладбищ) утверждены решением Совета Новоблагодарненского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Новоблагодарненского сельсовета не имеется. Земельные участки для погребения населению предоставляются бесплатно. Размер предоставляемого участка определен правилами захоронения и содержания кладбищ. Два последние года за счет средств центра занятости населения и администрации сельсовета содержится единица смотрителя кладбища. Оформление правового статуса кладбищ и земельных участков под ними запланировано на 3-4 квартал 2014 г. Не оформлялись раньше потому, что ограничено наличие денежных средств в бюджете сельсовета на протяжении последних 10 лет, а имеющиеся направлялись на решение более насущных, неотложных вопросов. /л.д. 7/.
Согласно ст. 50 п. 13 устава МО Новоблагодарненский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, к муниципальному имуществу муниципального образования относится имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. /л.д. 49/.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации МО Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, ответственных за соответствующее направление деятельности органа местного самоуправления привело к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление зам. прокурора Предгорного района Ставропольского края Карслиева А.Г. - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию кладбищ, незаконным.
Возложить на администрацию МО Новоблагодарнеского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на кладбища, расположенные по следующим ориентирам: <адрес> – 300 м. западнее <адрес>; <адрес> – 200 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. севернее <адрес>; хут. Калаборка – 300 м. южнее <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня вынесения. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 26.02.2014 г.
Судья