Судья фио
Гр.дело № 33-7278/2023
(№ 2-5399/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 марта 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Сурниной М.В.,
судей фио, фио,
при помощнике судьи Кочеткове Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сурниной М.В. гражданское дело № 2-5399/2022 по апелляционной жалобе истцов Егоровой З.М., Булхова А.В., Рябининой Е.В. на решение Мещанского районного суда адрес от 06 октября 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Булхова Александра Васильевича, фио, Егоровой Зои Михайловны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес об обязании учесть в качестве накопленных на счете регионального оператора для проведения капитального ремонта дома взносов.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Булхов А.В., фио, Егорова З.М. обратилась в суд с иском к ответчику Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес об обязании учесть в качестве накопленных на счете регионального оператора для проведения капитального ремонта денежные средства.
Требования мотивированы тем, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.03.2019 г. признано недействительным решение общего собирания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.06.2016 г. № 1/2016-НЧ-4-2. Таким образом вышеуказанное решение является основанием для перечисления из накопленных на капитальный ремонт на счете регионального оператора денежных средств собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес на оплату работ по техническому заключению состояния строительных контракций и разработке проектно-сметной документации, однако до настоящего времени ответчиком до сих пор не учтены в составе накопленных на счете регионального оператора для проведения капитального ремонта многоквартирного дома взносов собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, необоснованно перечисленные на оплату работ по техническому заключению состояния конструкций и разработке проектно-сметной документации денежных средств, что и послужило поводом для обращения в суд с вышеуказанным иском.
Истцы Булхов А.В. и Рябинина Е.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Истец Егорова З.М. и ее представитель фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФКР адрес – фио в судебное заседание явился, представил возражения на иск, в которых просил суд в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что судом при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец Егорова З.М. в заседании судебной коллегии поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца Егоровой З.М. по доверенности фио в заседании судебной коллегии поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика по доверенности фио в заседании судебной коллегии возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца по основаниям письменного отзыва.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Московского городского суда, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав явившиеся стороны, их представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции с достаточной полнотой и правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Пунктом 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Региональный оператор в соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечивает финансирование капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта отдельного дома, на возвратной основе за счет средств, полученных за счет взносов собственников помещений в иных многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее – система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.
В соответствии со статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044 гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 г. № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес».
Собственниками помещений в многоквартирном дома по адресу: адрес, не был выбран способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем, в отношении вышеуказанного дома утвержден способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В адрес собственников помещений многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации в 2017 году Региональной программы капитального ремонта, направлены Уведомления о размещении на официальном сайте ФКР Москвы предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 13.05.2016.
Сопроводительным письмом от 29.08.2016 Управой адрес направлен в адрес ФКР Москвы протокол общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 23.06.2016 г. с согласием на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества.
Указанный протокол принят в работу и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания луг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» по результатам электронного аукциона с победителем ООО «СК-38» заключен договор от 30.06.2016 г. № 31-000185-16 на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт общего имущества собственников в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Сумма оплаченных денежных средств по договору составила сумма
Между ФКР Москвы и ООО «СТРОЙ-МАРКЕТ» заключен договор от 27.07.2017 № КР-002079-17 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме по адресу: адрес.
Работы по капитальному ремонту в указанном многоквартирном доме не начаты, в связи с отказом жителей от подписания акта открытия объекта и передачи объекта для выполнения капитального ремонта, договор расторгнут.
Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь ст. ст. 180, 182, 188 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку договор от 30.06.2016 г. № 31-000185-16 был заключен в период реализации решений общего собрания, оформленных протоколом общего собрания собственников, работы по разработке проектно-сметной документации выполнены, приняты, документация получила положительное заключение в ГАУ Мосгосэкспертиза, в связи с чем ФКР Москвы в силу ст. 190 ЖК РФ правомерна осуществлена оплата выполненных работ.
Довод истцов, подтверждающий по мнению истцов основания иска, о том, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.03.2019 г. решение общего собирания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.06.2016 г. № 1/2016-НЧ-4-2, признано недействительным, судом отклонен, со ссылками на положения подп. 1.1 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 181.1 ГК РФ. Исходил из того, что при заключении Договора № 31-000185-16 у ФКР Москвы имелось решение общего собрания, оформленное протоколом общего собрания собственников, в достоверности которого до вступления в законную силу судебного постановления (20.03.2019) ФКР Москвы не мог и не должен был сомневаться, в компетенцию ФКР Москвы не входит проверка порядка проведения общих собраний собственников многоквартирного дома и правомочность принятых ими решений.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного акта применительно к аргументам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на материалах дела, обоснованном анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы о необоснованности отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, о незаконности решения не свидетельствуют. Судом первой инстанции такое ходатайство обоснованно отклонено, оснований для пересмотра определения суда судебной коллегий, исходя из предмета рассматриваемого спора, не установлено.
Иные доводы жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в апелляционной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 06 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: