Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-168/2022 (2-1863/2021;) ~ М-1335/2021 от 28.10.2021

2-168/2022                                                               25RS0035-01-2021-002713-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2022 года                                                                  г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,

при секретаре судебного заседания Скобельциной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненко Ольги Владимировны к МИФНС России № 15 по Приморскому краю о взыскании недоплаченных денежных выплат, компенсации морального вреда, денежной компенсации за задержку выплат,

установил:

Степаненко О.В. обратилась в суд с иском к МИФНС России № 15 по Приморскому краю с указанным иском.

В обоснование иска указано, что истица 15.07.2003 была принята в МИФНС России № 1 по Приморскому краю на должность ведущего специалиста в отдел информационных технологий, в дальнейшем переводилась на иные должности. Приказом МИФНС России № 1 по Приморскому краю от 24.12.2020 служебный контракт был расторгнут в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

При окончательном расчете истице была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – 144 720,72 руб., денежная компенсация за 51 день неиспользованного отпуска в размере 60 116,25 руб.

Истица полагает, что при увольнении ей неверно начислены суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск и четырехмесячного денежного содержания при увольнении, поскольку не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные в период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года включительно.

Правопреемником МИФНС России № 1 по Приморскому краю является МИФНС № 15 России по Приморскому краю.

Истица просила взыскать с МИФНС России № 15 по Приморскому краю недоплаченные суммы: компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 151 058 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 68 592,91 руб., компенсацию за задержку выплат при увольнении – 22 473,91 руб., компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, в размере 10 000 руб.

Истица Степаненко О.В. и ее представитель Коваль О.Н. в судебном заседании на иске настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в нем.

Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю по доверенности Гойберг И.В. в судебном заседании против иска возражала по представленному в материалы дела письменному отзыву. В отзыве указано, что в период работы Степаненко О.В. в Межрайонной ИФНС России № 1 по Приморскому краю, правопреемником которого является Межрайонная ИФНС России № 15 по Приморскому краю, ей выплачивались премии на основании писем УФНС по Приморскому краю о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2019 год и 2020 год, а также изданных на основании данных писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г. Большой Камень о выплате премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда. Денежное содержание гражданского служащего – государственного налогового инспектора, состоит из месячного должностного оклада и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Спорные выплаты (материальное стимулирование), производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда не предусмотрены для расчета денежного содержания государственного гражданского служащего в целях исчисления компенсации при увольнении, а также выплаты денежного содержания за период отпуска. Также указала, что не приведено доказательств причинения истцу нравственных страданий, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда считает необоснованным.

Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 15 по Приморскому краю, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из представленных материалов, Степаненко О.В. с 15.07.2003 работала в МИФНС России № 1 по Приморскому краю в должности ведущего специалиста в отделе информационных технологий, впоследствии переводилась на другие должности.

Согласно приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-4/663 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю» с 11.01.2021 изменена структура Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю. Межрайонная ИФНС России № 1 по Приморскому краю прекратила свою деятельность при реорганизации путем присоединения к Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Владивостока. С 11.01.2021 Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Владивостока переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю.

На основании приказа от 24.12.2020 № 01-1-08/237 со Степановой Е.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела информационно-аналитической работы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, на основании п. 82 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении Степаненко О.В. работодателем были выплачены компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 51 дня в сумме 60 116,25 руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 144 720,72 руб.

В период службы истице выплачивались премии, суммы которых не были учтены при расчете денежного содержания в целях определения размера вышеуказанных компенсационных выплат, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В силу положений ч. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Частью 5 статьи 50 указанного Федерального закона определено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п. 8 указанных Правил, в случае увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

В абзаце 2 пункта 8 Правил указано, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами а-г п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами д-ж п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:

1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);

2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

В соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. 50 и ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, выплаченное истице в 2019-2020 годах материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Проверив расчет, представленный истицей, суд находит его верным, и полагает необходимым взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 151 058 руб., а также недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 68 592,91 руб.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Исходя из размера недоплаченных истице сумм (219 650,91 руб.), периода формирования задолженности (291 день), денежная компенсация за задержку выплат составляет 22 473,91 руб.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Ответчиком нарушено гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право на вознаграждение за труд, чем, безусловно, истице причинены нравственные страдания. Вместе с тем, размер компенсации морального вреда, заявленный в исковом заявлении, суд считает чрезмерным, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в ответчика, в размере 5 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Иск Степаненко Ольги Владимировны к МИФНС России № 15 по Приморскому краю о взыскании недоплаченных денежных выплат, компенсации морального вреда, денежной компенсации за задержку выплат удовлетворить.

    Взыскать с МИФНС России № 15 по Приморскому краю в пользу Степаненко Ольги Владимировны недоплаченные суммы: компенсации денежного содержания при увольнении в размере 151 058 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 68 592,91 руб., компенсацию за задержку выплат при увольнении в размере 22 473,91 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Всего взысканию подлежит 247 124,82 руб.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения – 26.01.2022. Срок апелляционного обжалования исчисляется с 27.01.2022 по 28.02.2022 включительно.

Судья                                                                   Е.А. Косцюкевич

2-168/2022 (2-1863/2021;) ~ М-1335/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степаненко Ольга Владимировна
Ответчики
МИФНС России № 15 по Приморскому краю
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Косцюкевич Елена Александровна
Дело на странице суда
shkotovsky--prm.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Подготовка дела (собеседование)
26.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее