№2а-8913/16-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2016 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамедова Н. Эльдар оглы о признании решения государственного органа и действий по изъятию паспорта незаконными,
у с т а н о в и л:
Мамедов Н.Э.о. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском о признании незаконным решения УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому паспорт гражданина РФ выданный на его имя признан выданным с нарушением установленного порядка и недействительным, а также действий должностного лица МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по изъятию паспорта гражданина Российской Федерации у административного истца. В обоснование требований указал, что паспорт гражданина Российской Федерации Мамедову Н.Э.о. выдан ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом, изъятие паспорта привело к лишению его конституционных прав и свобод.
Мамедов Н.Э.о. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца Канноев Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель МВД РК ФИО6, действующий на основании доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Федеральный закон).
Частью 7 статьи 4 Федерального закона регламентировано, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Так, в силу ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу этого Закона (06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В то же время, ч. 2 ст. 13 указанного Закона устанавливает, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, в силу ст. 10 названного Закона Российской Федерации являлись удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В соответствии с п. "д" п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (далее по тексту – Положение), паспорт гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, удостоверял наличие гражданства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Мамедов Н.Э.о., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> имеющий регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, по месту пребывания по адресу: <адрес>, по паспорту гражданина Российской Федерации серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, обратился в УФМС России по Республике Карелия по вопросу оформления общегражданского заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 51 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п. 52 указанного Положения).
Для подтверждения обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации серии № административному истцу, в УФМС России по <данные изъяты> был направлен запрос (исх. мс/1884 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ответу Отдела УФМС России по <данные изъяты> (от ДД.ММ.ГГГГ исх. мс/12/674) административный истец ДД.ММ.ГГГГ был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии №; по сведениям адресного листка убытия был зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие №. Однако в общей домовой книге с.<адрес> Мамедов Н.Э.о. зарегистрированным по месту жительства не значится, карточки регистрации не имеется, в связи с чем регистрация на ДД.ММ.ГГГГ не подтверждается.
Мамедов Н.Э. с заявлением о приобретении российского гражданства в УФМС России по КБР в установленном порядке не обращался. Согласно информации отдела Военного Комиссариата КБР по <адрес>, Мамедов Н.Э. на учете в указанном учреждении не состоит и ранее не состоял.
Из копии заявления о выдаче паспорта № видно, что паспорт Мамедову Н.Э.о. выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на основании свидетельства о рождении №, в соответствии с требованиями инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 15.09.1997 № 605.
По учётам ЦБД УИГ имеются сведения о гражданине <данные изъяты> Мамедове Н. Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (национальный паспорт №), который в 2004 году неоднократно пересекал границу Российской Федерации.
По учетам УФМС России по Республике Карелия, ФМС России, в том числе, по имеющимся ФМС России и КД МИД России учетам лиц, изменивших гражданство на территории России и за её пределами, информация об обращениях Мамедова Н.Э. по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации отсутствует.
На основании проведенной проверки, руководствуясь частью 1 статьи 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» № 1948-1 от 28 ноября 1991 года и частью 7 статьи 4, статьей 11 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 ода, п. 2-4 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденного Приказом ФМС России от 11.03.2014 N 178, УФМС России по Республики Карелия вынесено оспариваемое заключение, согласно которому Мамедов Н.Э.о., ДД.ММ.ГГГГ г.р.. уроженец <адрес>, гражданином Российской Федерации не является. Паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, объявлен выданным в нарушение установленного порядка и признан недействительным.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2006 года N 779) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
В связи с указанными событиями паспорт № на имя Мамедова Н.Э.о. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Миграционного пункта ОМВД РФ по <адрес> у административного истца изъят. Действия сотрудников УФМС России по Республике Карелия совершены в пределах своих полномочий, с учетом установленных фактических обстоятельств.
Доводы представителя административного истца о том, что Мамедов Н.Э.о. длительное время проживает на территории Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации выдан при отсутствии обстоятельств, с которыми закон связывает наличие у лица гражданства Российской Федерации, судом отклоняются как несостоятельные. Иные обстоятельства, на которые ссылается представитель административного истца не имеют правового значения при разрешении спора о законности изъятия паспорта Российской Федерации.
Довод административного истца о вмешательстве в его частную (семейную) жизнь, не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают Мамедова Н.Э.о. от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Кроме того, ч. 1 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Из материалов дела следует, что оспариваемое заключения УФМС России по РК об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации серии № на имя Мамедова Н.Э.о. выданным в нарушение установленного порядка и признание его недействительным вынесено ДД.ММ.ГГГГ, о чем административный истец был уведомлен. О результатах проверки информация была направлена по адресу регистрации Мамедова Н.Э.о. по месту пребывания: <адрес> (исх. № МС/4862 от 36.2014) с разъяснением порядка приобретения гражданства Российской Федерации.
Кроме того, Мамедову Н.Э. было направлено сообщение (исх. № МС/2060зп от ДД.ММ.ГГГГ) о результатах рассмотрения заявления о выдаче общегражданского заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч.8 ст.219 КАС РФ, суд полагает срок обращения в суд об оспаривании заключения УФМС России по РК от ДД.ММ.ГГГГ пропущенным им без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Мамедова Н.Э.о. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Мамедова Н. Эльдар оглы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года.