Дело № 2-1425/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2015 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Бородовицыной Е.М.,
при секретаре Лукьянчиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Беленченко А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Беленченко А.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что является нанимателем квартиры № дома № по улице <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от 09.06.2009 г., заключенного между ним и ВКЭЧ МВО, действующей от имени собственника жилого помещения Министерства Обороны РФ. В данном договоре указано, что квартира, находится в государственной собственности. В настоящее время в квартире № дома № по улице <адрес>, помимо него зарегистрированы и проживают его <данные изъяты> Беленченко В.А. и <данные изъяты> Беленченко И.А.. Они согласны на приватизацию указанной квартиры только им, без их участия. Вышеуказанная квартира состоит из <данные изъяты> жилых комнат, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м. В установленном законом порядке он обратился в управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж по поводу приватизации квартиры № дома № по улице <адрес>, однако ему было отказано в связи с тем, что указанная квартира не учитывается в реестре муниципального имущества. Согласно ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области квартира № дома № по улице <адрес> учитывается в реестре федерального имущества, закреплена на праве оперативного управления за ФГКЭУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, соответственно территориальное управление также не вправе выступать передающей стороной по договору передачи квартиры в собственность, в связи с чем ему рекомендовано обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. В соответствии с ответом начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ему рекомендовано обратиться в суд для разрешения данного вопроса. В сложившейся ситуации он в административном порядке не имеет возможности оформить передачу квартиры № дома № по улице <адрес> в собственность в порядке приватизации жилого помещения, чем естественно нарушаются его законные права и интересы. Между тем, невнесение указанной квартиры в реестр федерального имущества Воронежской области и реестр муниципального имущества г. Воронежа, равно как и отсутствие у начальника 3 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ делегированного права передачи жилья Министерства обороны Российской Федерации в собственность, препятствует ему в реализации конституционных прав, гарантированных ст. 35 Конституции РФ. Ненадлежащее исполнение органами государственной власти и местного самоуправления не может являться препятствием в приватизации им занимаемой на законном основании квартиры.
В настоящее время по независящим от него причинам он не может приватизировать находящуюся в его пользовании квартиру. В связи с чем, просит признать за ним право собственности на квартиру № дома № а по улице <адрес> в порядке приватизации.
В ходе рассмотрения дела суд привлек в качестве соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения " Министерства обороны РФ.
В судебном заседании истец Беленченко А.А. исковые требования поддержал.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства обороны РФ, управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, представитель третьего лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, третьи лица Беленченко В.А. и Беленченко И.А. не явились, о дне слушания дела извещены в установленном законом порядке. Представитель третьего лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ по доверенности ФИО1 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях относительно исковых требований возражала против их удовлетворения.
Суд, выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, нанимателем квартиры № дома № по <адрес> является Беленченко А.А. на основании договора социального найма жилого помещения от 09.06.2009 г., заключенного с <данные изъяты>, в который в качестве членов семьи Беленченко А.А. включены: <данные изъяты> Беленченко В.А. и <данные изъяты> Беленченко И.А. (л.д. 13-15, 47-50). В настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают Беленченко А.А., Беленченко В.А. и Беленченко И.А. (л.д. 18). На имя Беленченко А.А. открыт финансовый лицевой счет № (л.д. 16-17).
Из справки ГУП ВО "Воронежоблтнтаризация" БТИ Советского района г. Воронежа следует, что квартира состоит из <данные изъяты> комнат, общая площадь – <данные изъяты> м2, из нее жилая – <данные изъяты> м2 (л.д. 19-20).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ст. 2 этого же закона говорится о том, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Из ст. 6 следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В ст. 18 указано, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане – наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе право на приватизацию жилых помещений. В силу ст. 11 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Из представленных документов видно, что истец Беленченко А.А. обращался в управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж с заявлением по вопросу передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, однако ему было отказано, поскольку спорная квартира № дома № по <адрес> в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается (л.д. 8-9).
Из ответа Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области усматривается, что квартира № дома № по <адрес> учитывается в реестре федерального имущества, закреплена на праве оперативного управления за ФГКЭУ «ВКЭЧ» МО РФ в связи с чем Территориальное управление не может выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность (л.д. 10-11).
Вместе с тем, Беленченко А.А. обращался в 3 отдел (г. Воронежа) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и ФГКУ "<данные изъяты>" МО РФ по вопросу приватизации вышеуказанного жилого помещения, однако получил отказы со ссылкой на то, что они не наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, спорное помещение должно быть передано Министерством обороны РФ в муниципальную собственность, в связи с чем его право может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 12, 46).
Таким образом, истец не имеет реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья.
Между тем, вышеуказанные обстоятельства препятствует истцу в реализации конституционных прав, гарантированных ст. 35 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Кроме того, суд учитывает, что в представленных возражениях ФГКУ "ЗГУЖО" по существу спора конкретных возражений не представило, а имеются указания на надлежащего ответчика Министерство обороны РФ.
В свою очередь ответчики, в том числе, Министерство обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж не представили суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998 г. № 25-П была сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частичную собственность.
Жилое помещение, которое истец просит передать в собственность, не относится к кругу объектов, не подлежащих приватизации (л.д. 19, 20, 21-23). Ранее Беленченко А.А. участия в приватизации не принимал (л.д.24).
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на квартиру № в доме № по <адрес> ни за кем не зарегистрировано (л.д. 25).
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Беленченко А.А. право собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Бородовицына
Мотивированное решение составлено 04.06.2015 года