РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области об аннулировании сведений об объекте недвижимости,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Управление Росреестра по Самарской области аннулировать правообладание на земельный участок площадью 230,00 кв.м., с кадастровым номером № и внести изменения в ЕГРН на этот участок как несуществующий. В обоснование требований указал, что на основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес> общей площадью 0,0591 га для дальнейшего использования жилого дома: ФИО3-2/5 доли (0,0236га), ФИО8- 3/5 доли (0,0355га). После смерти ФИО3 нотариусом ФИО4 выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на имя ФИО8 от 13.12.2006г. на 2/5 доли земельного участка по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшие умершему. При обращении в регистрационную палату <адрес> ФИО8 были выданы свидетельства о государственной регистрации права № 14.02.2007г. на земельный участок с кадастровым номером №, свидетельство о государственной регистрации права № от 14.02.2007г. на земельный участок, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 230,00 кв.м. В 2019 г. административный истец принял в дар вышеуказанные участки площадью 591,00 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 230,00 кв.м., с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>. Однако было установлено, что земельного участка с кадастровым номером № не существует. На его обращение об аннулировании данных относительно несуществующего земельного участка Управлением Росреестра по Самарской области отказало.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что он обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о предоставлении документов на земельный участок по адресу: <адрес>, в ответ ему был представлен план земельного участка, площадью 581 кв.м. На заявление о предоставлении сведений по земельному участку, меньшего размера, Управление Росреестра по Самарской области направило ответ о не возможности представить запрашиваемые сведения, так как данного участка нет. Также, в свидетельстве о праве собственности четко прописана общая площадь участка - 591 кв.м., откуда взялся еще один участок он не знает. Полагает, что при регистрации права собственности на земельный участок Управление Росреестра по Самарской области допустило ошибку во внесении сведений в реестр о несуществующим земельном участке. Он обратился с заявлением об аннулировании записи об участке площадью 230 кв.м., но ему отказали, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд.
Представитель административного ответчика ФИО5, действующий по доверенности, иск не признал. Суду пояснил, что ФИО1 обращался в Управление Росреестра по Самарской области, на его обращения были даны ответы, о том, что регистрация земельных участков произведена по разным основаниями. Исходя из представленных документов, органы Росреестра не могут сделать вывод о том, что это один и тот же участок. С заявлением о регистрации права на два участка первоначально обращалась мать истца ФИО8 в 2007 году, в дальнейшем в 2019 году ФИО6 подарила истцу эти два участка по договору – дарения. Оснований для отказа в регистрации не было, поскольку из представленных документов определить, что один участок входит в состав другого не представлялось возможным, границы этих земельных участков не определены. Считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
3. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был предоставлен на праве владения земельный участок под индивидуальное строение по адресу: <адрес>, площадью 0.0578 га. по фактическому пользованию.
На основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве общей долевой собственности на землю № по адресу: <адрес> общей площадью 0,0591га для дальнейшего использования жилого дома: ФИО3 - 2/5 доли (0,0236га), ФИО8- 3/5 доли (0,0355га).
После смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию ФИО8 на земельный участок площадью 230 кв.м. по адресу: <адрес>, к.№ принадлежащий наследодателю по праву собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Тольятти, согласно постановлению Администрации г. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, а также 2/5доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 591 кв.м. по адресу: <адрес>№, принадлежащий наследодателю по праву собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю серия РФ-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам <адрес>, согласно постановлению Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ В едином государственном Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним вышеуказанные земельные участки не зарегистрированы.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с к.н. № по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, а также с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с к.№ по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 591 кв.м., с №, расположенный по адресу: <адрес>.
Также ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 230 кв.м., с № расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО1 был заключен договор дарения, по условиям которого ФИО1 принял в дар земельный участок площадью 591 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с № и расположенный на нем жилой дом, площадью 90,20 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации №,2940, из которого следовало, что жилой дом по сведениям ЕГРН расположен на земельном участке с к.н. 63:09:0301171:133, заявление на регистрацию перехода права собственности на земельный участок с КН 63:09:0301171:0133, расположенный по адресу: <адрес> не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО1 был заключен договор дарения, по условиям которого ФИО1 принял в дар земельный участок площадью 230 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с №
Как следует из ответов Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в кадастре недвижимости ЕГРН содержатся актуальные сведения в отношении вышеуказанных земельных участков, сведения о месторасположении границ земельных участков отсутствуют. Характеристики объектов недвижимости, внесенные в реестр прав и кадастр недвижимости ЕГРН, соответствуют представленным документам. Дублирование сведений о земельных участках с кадастровыми номерами № в рамках проведенных мероприятий по верификации, гармонизации и сопоставления сведений об объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН, органом Росреестра, установленное не было.
ФИО1 заявляя требования о возложении обязанности на Управление Росреестра по <адрес> аннулировать правообладание на земельный участок площадью 230,00 кв.м, с кадастровым номером № и внесении изменения в ЕГРН на этот участок как несуществующий, ссылается на то, что Управление Росреестра по <адрес> не оспаривает то обстоятельство, что вышеуказанный участок не существует, однако в досудебном порядке отказалось аннулировать данные о земельном участке площадью 230,00 кв.м., с кадастровым номером №
Между тем, Ответы Управления Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО3 не могут быть расценены как отказ регистрирующего органа от совершения определенных действий, поскольку для исправления реестровой ошибки установлен иной порядок и форма обращения. На момент обращения в суд административным ответчиком не принималось каких-либо решений, затрагивающих права административного истца, не допускалось в отношении него незаконного бездействия.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как пояснял суду представитель административного ответчика внесение изменений в ЕГРН на земельный участок как несуществующий, не предусмотрено нормами Закона №218-ФЗ и не относится к сведениям, подлежащим внесению в ЕГРН. Однако исключение сведений из ЕГРН о спорном земельном участке может осуществляться в ином порядке, а именно в порядке исправления реестровой ошибки.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Истец, заявляющий требование об исправлении кадастровой ошибки, должен доказать ее наличие, дать описание кадастровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указать, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и способ исправления кадастровой ошибки.
Между тем, по настоящему делу требований об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, подтвержденных допустимыми доказательствами, ФИО1 предъявлено не было. Границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не устанавливались. Исходя из положений ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) площадь земельного участка, содержащаяся в правоустанавливающем документе, не служит доказательством определения местоположения границ в конкретных границах.
При указанных обстоятельствах, совокупность оснований в рамках рассмотрения настоящего дела для удовлетворения административного иска о возложении обязанности аннулировать правообладание на земельный участок площадью 230 кв.м. с к.м. 63:09:0301171:0133 и внести изменения в ЕГРН на этот участок как несуществующий, отсутствует (статья 227 КАС РФ). В то же время истец не лишен права обратиться с заявлением в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", представив подтверждающие доводы документы, а также не лишает административного истца права на обращение в суд с исковым заявлением об исправлении реестровой ошибки в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области о возложении обязанности аннулировать сведения из ЕГРН – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Соболева Ж.В.