ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 14 августа 2014 г.
Дело № 2-464/2014
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе:
судьи Ермакова Э.С., единолично,
при секретаре Шеметовой А.А.,
с участием:помощника прокурора г. Бодайбо Пущиенко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бодайбо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Администрации Кропоткинского городского поселения о возложении обязанности организовать создание нормативного запаса твердого топлива на котельных поселка Кропоткин путем осуществления финансирования приобретения твердого топлива, к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс тепловодоснабжения поселка Кропоткин» о возложении обязанности обеспечить запасы топлива путем осуществления завоза угля на эксплуатируемые котельные,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Бодайбо обратился в Бодайбинский городской суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Комплекс тепловодоснабжения п. Кропоткин» (далее по тексту МУП «ТВСК п. Кропоткин») о возложении обязанности обеспечить нормативные эксплуатационные запасы топлива - осуществить завоз угля на эксплуатируемые им котельные в количестве не менее *** тонн в срок до ***.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Бодайбо проведена проверка исполнения МУП «ТВСК пос. Кропоткин» законодательства в жилищно-коммунальной сфере в период подготовки к отопительному сезону 2014-2015 годы.
В ходе проверки установлено, что качество подготовки муниципального образования к отопительному сезону является недостаточным и не соответствует «Положению об оценке готовности электро-теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период», утвержденным Минпромэнерго РФ *** (СО 153-24.08.105-2004), в частности необеспеченно наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива, устанавливаемых для электростанций и котельных, участвующих в энергоснабжении субъектами Российской Федерации.
К началу отопительного сезона не обеспечен неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных МУП «КТВС пос. Кропоткин» в соответствии с требованиями приказа Минэнерго РФ от 04 сентября 2008 года № 66, приказа Минэнерго от 24 марта 2003 года № 115, которым утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Кроме того, «Привалами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170 определены требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обязательных к исполнению собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, согласно пункта 2.6.10 которых готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе, наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
МУП «ТВСК пос. Кропоткин» является юридическим лицом, видами деятельности предприятия являются производства пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей и пр. Предприятие эксплуатирует 2 теплоисточника, оказывает услуги по отоплению и горячему водоснабжению жителями 63 жилых домов, 21 объекту соцкультбыта.
По результатам проверки Кропоткинского муниципального образования к отопительному периоду *** годов установлено, что по состоянию на *** нормативный эксплуатационный запас топлива в МУП «ТВСК п. Кропоткин» в объеме *** тонн не создан. Денежных средств для приобретения необходимого количества твердого топлива (угля) у предприятия недостаточно.
По утверждению прокурора, нарушение ответчиком норм действующего законодательства, в жилищно-коммунальной сфере, определяющего порядок подготовки к отопительному сезону 2014-2015 годов, непринятие мер в целях своевременного обеспечения нормативных запасов топлива в котельных п. Кропоткин к началу отопительного сезона 2014-2015 годов может повлечь нарушение прав жителей Кропоткинского городского поселения на надлежащие условия жизнеобеспечения, а именно: может быть нарушено право граждан на своевременную подачу тепла в жилые помещения, перерыв горячего водоснабжения и ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - населения Кропоткинского муниципального образования.
Бодайбинский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, отопительный сезон начинается на территории района, как правило, в первой декаде сентября, в связи с чем, полагается разумным срок исполнения решения суда установить срок до 15 сентября 2014 года.
В связи с приведенными выше обстоятельствами прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц путем принуждения к исполнению ответчиком обязанности в натуре.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав, что поскольку в судебном заседании установлено, что у ответчика имеется 540 тонн угля, нормативный запас топлива должен составить *** тонн угля.
В связи с этим, прокурор просил суд возложить на Администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность в срок до 15 сентября 2014 года организовать создание нормативного запаса твердого топлива на котельных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» путем осуществления финансирования на приобретение *** тонн угля.
В свою очередь, прокурор г. Бодайбо просил возложить на МУП «КТВС пос. Кропоткин» обязанность в срок до 15 сентября 2014 года обеспечить нормативные эксплуатационные запасы топлива - осуществить завоз угля на эксплуатируемые им котельные в количестве не менее *** тонн.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо - Пущиенко Л.Н., действующая на основании соответствующей доверенности, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений.
Ответчик - Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс тепловодоснабжения п. Кропоткин» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, просил дело рассматривать в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения признал и пояснил, что в настоящее время ведется работа по организации завоза нормативного запаса топлива. Вместе с тем, тяжелое финансовое положение предприятия не позволяет приобрести оставшиеся *** тонн. При выделении недостающих средств для покупки *** тонн угля соответствующие обязательства перед потребителями будут выполнены.
Ответчик - Администрация Кропоткинского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, просил дело рассматривать в их отсутствие.
Ранее требования прокурора ответчик признал и пояснил, что Администрацией Кропоткинского городского поселения в Думу этого муниципального образования внесены необходимые предложения о выделении денежных средств на обеспечение приобретения недостающего количества топлива для котельных города. Соответствующая работа органами местного самоуправления ведется.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В соответствии с пунктом 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Как следует из материалов дела, МУП «ТВСК пос. Кропоткин» создано Муниципальным образованием - Кропоткинским городским поселением с целью предоставления гражданам и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества, обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, решению других вопросов местного значения по предоставлению услуг, выполнению работ и извлечению прибыли.
Таким образом, надлежащее исполнение МУП «ТВСК пос. Кропоткин» обязательств по договору теплоснабжения непосредственно связано с реализацией прав граждан на бесперебойное получение соответствующих коммунальных услуг, а также обеспечению жизнедеятельности объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены:
организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 ст. 6);
выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4 части 1 ст. 6).
В силу части 2 ст. 20 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В целях реализации прав граждан на жилище, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003г. № 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15 октября 2003г. № 5176 предусмотрено, что в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (подпункта «а» пункта 2.6.13 Правил).
Абзацем 5 пункта 2.6.10 указанных «Правил…» предусмотрено, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленными правилами, теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7 части 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8 части 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).
Пунктами 4.1.1. и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
По правилам пункта 11 «Порядка…» нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, МУП «ТВСК пос. Кропоткин» на день рассмотрения спора судом, норматив создания запасов топлива на принадлежащих данной организации котельных в количестве *** тонн на отопительный сезон 2014-2015 года не обеспечен.
Так, согласно представленной информации, выявленной при проведении проверки прокуратурой, на ***г. у ответчика недостаточно денежных средств ля приобретения необходимого количества твердого топлива (угля) в размере *** тонн на отопительный период 2014-2015г.г., недостающий запас топлива составил *** тонн.
В судебном заседании директор МУП «ТВСК пос. Кропоткин» Полончук Э.А. данное обстоятельство подтвердил, пояснив, что по состоянию на ***г. установлено, что у предприятия имеется *** тонн угля запасов, при этом, в настоящее время в установленном порядке заключены договор на поставку за счет средств субсидии из бюджета Иркутской области от *** *** на поставку угля в количестве *** тонн. Кроме того, в настоящее время за счет фондов чрезвычайных ситуаций при содействии Правительства Иркутской области выделяется около *** тонн.
Данные объяснения подтверждены договором от *** *** на поставку угля в количестве *** тонн, счетом-фактурой от *** № 167, сведениями об остатке субсидии на приобретение топлива, маркшейдерской справкой об остатке топлива в количестве *** тонн. Данное обстоятельство объективно свидетельствует о наличии обеспеченности котельных поселка Кропоткин ниже 70% потребности отопительного сезона.
Ответчиком не оспаривается факт того, что на предприятии к началу отопительного сезона необходимого запаса топлива по котельным, находящимся в их пользовании, в количестве *** тонны, определенного исходя из потребностей котельных поселка Кропоткин, в полном объеме не будет создано.
Данное обстоятельство обусловлено тяжелым материальным положением МУП «ТВСК пос. Кропоткин», что подтверждено данными о финансовом положении предприятия, согласно которому кредиторская задолженность на день рассмотрения спора судом составила *** рубля *** копейка при дебиторской задолженности в *** рублей *** копейки, отсутствии денежных средств на расчетном счете организации и наличии наложенных на него обеспечительных мер.
Обязанность по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории Кропоткинского муниципального образования лежит на МУП «ТВСК пос. Кропоткин» при этом им не создан к началу отопительного сезона необходимый запас топлива, предусмотренный нормативными актами в целях надежной и стабильной работы котельных, расположенных на территории Кропоткинского МО, что создает реальную угрозу к несвоевременной подаче тепла потребителям и может повлечь за собой нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг гражданам.
Приведенные выше сведения о материальном положении организации, отсутствие источников пополнения оборотных средств организации в виду многократного превышения обязательств муниципального предприятия над его планируемыми доходами, позволяют сделать вывод о невозможности обеспечить за счет собственных средств завоз оставшихся *** тонн твердого топлива, необходимых для создания нормативного запаса топлива, что делает невозможным надлежащую подачу тепла потребителям соответствующих услуг. Это ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность социальной инфраструктуры поселка Кропоткин, а также же жизнь, здоровье граждан и их имущества в условиях низких температур в зимний период в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В этих условиях, именно на Администрацию Кропоткинского городского поселения в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должна быть возложена обязанность организации создания нормативного запаса твердого топлива на котельных МУП «КТВС пос. Кропоткин» в размере *** тонн путем осуществления финансирования его приобретения.
В свою очередь, поскольку непосредственное заключение договоров, завоз топлива и его распределение осуществляется МУП «ТВСК п. Кропоткин», на него должна быть возложена обязанность обеспечить нормативные эксплуатационные запасы топлива путем завоза угля на эксплуатируемые им котельные, без учета имеющегося остатка топлива, в количестве не менее *** тонн.
Определяя процессуальный срок исполнения данной обязанности до ***, суд принимает во внимание, что данный срок будет охватываться временем вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание особенность рассматриваемых правоотношений, связанных с надлежащим обеспечением теплом потребителей тепла поселка Кропоткин в соответствии с договорами энергоснабжения, обеспечения тепловой энергией объектов социальной инфраструктуры поселения, суд находит возможным определить, что срок исполнения решения суда должен совпадать с датой вступления решения в законную силу.
3. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и района подлежит взысканию сумма государственной пошлины по иску, от уплаты которой прокурор был освобожден, по ставке *** рублей.
Принимая во внимание имущественное положение МУП «КТВС пос. Кропоткин», установленное в ходе судебного заседания, суд находит возможным на основании части 2 ст. 333.20 НК РФ снизить ему размер государственной пошлины по иску до *** рублей.
От уплаты государственной пошлины орган местного самоуправления - Администрация Кропоткинского городского поселения освобождена.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Бодайбо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Администрации Кропоткинского городского поселения о возложении обязанности организовать создание нормативного запаса твердого топлива на котельных поселка Кропоткин путем осуществления финансирования приобретения твердого топлива, к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс тепловодоснабжения поселка Кропоткин» о возложении обязанности обеспечить запасы топлива путем осуществления завоза угля на эксплуатируемые котельные, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность организовать создание нормативного запаса твердого топлива на котельных Муниципального унитарного предприятия«Комплекс тепловодоснабжение поселка Кропоткин» путем осуществления финансирования приобретения этим предприятием *** тонн (*** тонн) угля.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комплекс тепловодоснабжение поселка Кропоткин» обеспечить нормативные эксплуатационные запасы топлива - осуществить завоз угля на эксплуатируемые им котельные в количестве не менее *** тонн (*** тонн).
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комплекс тепловодоснабжение поселка Кропоткин» сумму *** рублей (*** рублей) государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд Иркутский областной суд в течение одного месяца через Бодайбинский городской суд.
Судья Э.С. Ермаков