Дело № 2-5242/2019
УИД: 50RS0036-01-2019-006021-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2019 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.,
при секретаре Крестининой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавровой Галины Ивановны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, об установлении юридического факта принятия наследства после смерти Егорова А. М., умершего <дата> и признании права собственности в порядке наследования на однокомнатную квартиру общей площадью 34,8 кв.м по адресу: <адрес> кадастровым номером № в порядке наследования по закону после смерти Егорова А. М., умершего <дата>.
В обоснование иска указано, что истец является единственным наследником после смерти своего родного брата по линии матери - Егорова А. М., умершего <дата>. В состав наследства входит принадлежавшая наследодателю на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> однокомнатная квартира общей площадью 34.8 кв.м по адресу: <адрес>. В течение установленного законом срока истец не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако после смерти Егорова А.М. она стала пользоваться находящимся в квартире принадлежащим наследодателю на праве собственности имуществом, оплатила все расходы связанные с его похоронами, производит за свой счет расходы на содержание наследственного имущества ( оплата коммунальных и прочих услуг).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Матюхин Е.Г. исковые требования в уточненной редакции и обстоятельства, изложенные в иске, поддержал.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены, возражений по иску не заявили.
Суд, представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право
собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ).
Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
<дата> умер Егоров А. М., что подтверждается свидетельством о смерти.
В состав наследства после смерти Егорова А.М. входит принадлежавшая ему на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> однокомнатная квартира общей площадью 34.8 кв.м по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Право собственности наследодателя на указанную квартиру не зарегистрировано, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Согласно ответу нотариуса Пушкинского нотариального округа <адрес> Карповой С.И. на судебный запрос, наследственное дело к имуществу умершего Егорова А. М. не заводилось.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно разъяснениям п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу п. 1 ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери.
Как следует из материалов дела, истец является наследником после смерти своего родного брата по линии матери - Егорова А. М., умершего <дата>.
Иных наследников первой очереди в ходе рассмотрения дела не установлено.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
В установленный законом шестимесячный срок истец после смерти брата не обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства,
однако фактически приняла наследство, пользуясь наследственным имуществом, неся бремя его содержания, что подтверждается материалами дела.
Исходя из указанных обстоятельств, суд полагает, что истец принял наследство в порядке ст. ст. 1152 и 1153 ГК РФ, поскольку вступила во владение и пользование наследственным имуществом.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 11 постановления от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Исходя из смысла ст. 131 ГК РФ регистрация права собственности является правом собственника, а не обязанностью, законом не установлен пресекательный срок совершения данного действия, поэтому если наследодатель не зарегистрировал право собственности, это обстоятельство само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска наследников.
Таким образом, суд полагает, что истцу не может быть отказано в реализации наследственных прав после смерти матери, за ним должно быть признано право собственности на спорную квартиру в порядке ст. 218 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Лавровой Г. И. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону удовлетворить.
Установить факт принятия Лавровой Г. И. наследства после смерти Егорова А. М., умершего <дата>.
Признать за Лавровой Г. И. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти Егорова А. М., умершего <дата>.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме- 17.01.2020
Судья: