Дело №2-520/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2012 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием представителя заявителя – Яруллиной Т.А.,
представителя ответчика – Гладилиной Н.Н.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трумгеллер Х.И. к Администрации Святозерского сельского поселения об обязании поставить в очередь на улучшение жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Трумгеллер Х.И. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что является ветераном Великой Отечественной войны (далее по тексту – ВОВ), жителем блокадного Ленинграда, репрессированной по национальному признаку, инвалидом 1 группы. В собственности не имеет жилья и проживает у дочери в <адрес>. По результатам обращения в Администрацию поселения ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд обязать Администрацию поселения поставить её в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку это позволит истице реализовать свои права на меры социальной поддержки как ветерану ВОВ
В представленном с суд отзыве представитель ответчика – глава поселения с исковыми требованиями не согласился, поскольку, площадь жилого помещения, в котором проживает истица, превышает учетную норму по <данные изъяты> району, а право собственности истицы на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>, прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Истица, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд своего представителя Яруллину Т.А., поддержавшую исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Изложенную в отзыве на исковое заявление позицию поддержала в судебном заседании представитель Администрации Святозерского сельского поселения Гладилина Н.Н.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено право обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3 части 1 статьи 18). Истица относится к указанной категории граждан <данные изъяты>
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28 июля 2010 года №1414 ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» и постановлением Правительства Республики Карелия от 13 сентября 2011 года №241-П «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки по обеспечению жильем"», которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем
Обеспечение жильем ветеранов, в соответствии с указанным Постановлением Правительства Республики Карелия, осуществляется по их выбору в формах предоставление жилого помещения по договору социального найма в рамках строительства жилья либо путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, одним из условий возникновения у граждан, относящихся к категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, в соответствии с указанным законом «О ветеранах» права на обеспечения указанной мерой социальной поддержки, является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), без учета их материального положения.В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Установлено, что истица зарегистрирована и проживает в доме № по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Святозерского сельского поселения с заявлением о постановке ее в очередь в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Распоряжением Администрации Святозерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Трумгеллер Х.И. отказано в постановке в очередь на улучшение жилищных условий по договору социального найма на основании пунктов 2 и 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ
Решением Совета <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <данные изъяты> района учетная норма площади на одного человека установлена в размере 14 кв.м.
Истица, её дочь, зять и двое внуков проживают в доме общей площадью 120,6 кв. м., что действительно превышает учетную норму площади на одного человека по <данные изъяты> району.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Вместе с тем, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Установлено, что жилой дом № по <адрес> построен совместными усилиями дочери истицы и её супруга. Согласно части 1 статьи 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Аналогичные правовые установления содержит часть 1 статьи 34 СК РФ. Исходя из положений жилищного законодательства, истица не может быть признана членом семьи своего зятя Я. – также собственника жилого дома в <адрес>. Указанный дом является совместной собственностью дочери и зятя истицы, а сама истица не имеет каких-либо прав на указанный дом и вселилась в него позднее, нежели её родственники, что подтверждается справкой о регистрации.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица продала принадлежавший ей ранее дом в <адрес>. Таким образом, с момента отчуждения указанного дома прошло более пяти лет, в силу чего ограничения для постановки истицы на испрашиваемый учет, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, применению по настоящему делу не подлежат.
При этом суд учитывает, что переезд истицы из <адрес> к своей дочери в <адрес> носил, по существу, вынужденный характер, учитывая преклонный возраст истицы и состояние её здоровья, поэтому такой переезд не может рассматриваться как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии положениями статьи 333.36 НК РФ истец (инвалид 1 группы) и ответчик (орган местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о судебных расходах по делу не разрешается.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Святозерского сельского поселения принять Трумгеллер Х.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 17 декабря 2012 года.