Судья Удов Б.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
гр.д.№11-30206
06 декабря 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
и судей Горбуновой В.А. и Вьюговой Н.М.,
при секретаре Шарко М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М., дело по апелляционной жалобе представителя городского округа Химки Думовой А.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 августа 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» о признании незаконным заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области об отказе в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования от 14 мая 2012 года № 978-УЮ/О в части сообщения о необходимости (требования) отмены Решения совета депутатов городского округа Химки о внесении изменений в Устав от 03 апреля 2012 года № 5/9 и принятия нового муниципального правового акта, признании незаконным заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 04 июля 20122 года № 1015-УЮ/О об отказе в государственной регистрации, обязании Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области осуществить государственную регистрацию Решения Совета депутатов городского округа Химки № 5/9 от 03 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Химки № 7/1 от 30 мая 2012 года, обязании включить Решение Совета депутатов городского округа Химки № 5/9 от 03 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Химки № 7/1 от 30 мая 2012 года в государственный реестр уставов муниципальных образований - отказать,
у с т а н о в и л а:
Муниципальное образование «Городской округ Химки Московской области» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области об отказе в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования от 14 мая 2012 года № 978-УЮ/О в части сообщения о необходимости (требования) отмены Решения совета депутатов городского округа Химки о внесении изменений в Устав от 03 апреля 2012 года № 5/9 и принятия нового муниципального правового акта, признании незаконным заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 04 июля 20122 года № 1015-УЮ/О об отказе в государственной регистрации, обязании Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области осуществить государственную регистрацию Решения Совета депутатов городского округа Химки № 5/9 от 03 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Химки № 7/1 от 30 мая 2012 года, обязании включить Решение Совета депутатов городского округа Химки № 5/9 от 03 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Химки № 7/1 от 30 мая 2012 года в государственный реестр уставов муниципальных образований.
В обоснование заявленных требований указывает, что данные заключения не основаны на действующем законодательстве, противоречат положениям Устава Муниципального образования «Городской округ Химки Московской области».
Представитель заявителя по доверенности Думова А.А. в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель городского округа Химки Думова А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Муниципального образования Городского округа Химки Тепаева А.В., представителя Министерства юстиции РФ Петрову В.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение отмене не подлежит
Судом установлено, что 18.04.2012 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее Управление) для государственной регистрации и включения сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Московской области поступило Решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 03.04.2012 года № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки».
14.05.2012 года Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации указанного правового акта в связи с тем, что он противоречит действующему законодательству по следующим основаниям: изложенный в муниципальном правовом акте пункт 8.1 части 8 статьи 32 Устава противоречит требованиям части 3 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В заключении Управления указано, что данный муниципальный правовой акт необходимо отменить и принять новый муниципальный правовой акт с соблюдением всей процедуры, предусмотренной частью 4 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 года « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ).
05.06.2012 года в Управление для государственной регистрации вновь поступило Решение Совета депутатов городского округа Химики Московской области от 03.04.2012 год № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Химки от 30.05.2012 года № 7/1 «О внесении изменений в Решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 30.04.2012 года № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки».
В связи с тем, что представленное Решение принято с нарушением порядка его принятия, установленного ФЗ № 131-ФЗ, а именно решение от 03.04.2012 года № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» не отменено, новый муниципальный правовой акт принят не с соблюдением всей процедуры, предусмотренной частью 4 ст. 44 ФЗ 131-ФЗ, а путем внесения изменений в муниципальный правовой акт, в регистрации которого Управлением было отказано, заявителю 04.07.2012 года был направлен повторный отказ в государственной регистрации муниципального правового акта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 44 ФЗ № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок принятия устава муниципального образования установлен федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ст. 44 ч. 4 Закона проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Согласно Федеральному закону № 97- ФЗ, а также п. 12 Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 31.05.2012 № 88, проведение государственной регистрации отмененных или признанных утратившими силу уставов и муниципальных правовых актов не предусмотрено.
В силу ч. ст. 48 Федерального закона № 131 – ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Руководствуясь приведенными выше нормами закона и установив, что в регистрации Решения от 03.04.2012 года № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки» отказано, т.е. указанный муниципальный правовой акт не является вступившим в законную силу, суд пришел к выводу о том, что внесение в недействующий акт изменений путем принятия нового акта не представляется возможным.
Суд также отметил, что внесение изменений в ненадлежащий правовой акт (то есть внесение изменений в основной акт путем внесения изменений в изменяющий его акт) приводит к возникновению вопросов как относительно точности текста основного правового акта, так и относительно корректности оформления перечня источников официального опубликования при дальнейшем внесении изменений в основной муниципальный правовой акт.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование Управления Министерства юстиции о необходимости соблюдения всей процедуры, предусмотренной ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 г. при устранении (исправлении) выявленного нарушения и создает препятствия для реализации прав и полномочий муниципального образования, налагает на муниципальное образование не предусмотренные законом ограничения и обязанности не может быть принят во внимание, поскольку ч. 4 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено опубликование проекта Устава, чего в данном случае, при принятии решения Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 30.05.2012 г. № 7/1, внесшего изменения в решение от 03.04.2012 г. № 5/9 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Химки», сделано не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение Совета депутатов городского округа № 5/9 от 03.04.2012 г. не опубликовано и не прошло государственную регистрацию, а закон в данном случае не запрещает вносить изменения и дополнения в Устав двумя решениями также несостоятелен, поскольку в данном случае второе решение изменяет первое, в регистрации которого уже было отказано. Т.е. второе решение принято для устранения недостатков первого решения и, по-существу, вносит изменения в сам Устав, но при этом принято без соблюдения установленной законом процедуры.
Ссылка в решении на Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 г. № 88) на правильность принятого решения не повлияла, а потому указание на это в апелляционной жалобы также не может быть принято судебной коллегией в качестве основания к отмене решения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил и с достаточной полнотой исследовал имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы суда не противоречат собранным доказательствам, не опровергаются доводами апелляционной жалобы и не влекут отмену решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: