Дело №2-792-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2013 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Л.Н. Мальцевой
При секретаре Т.И.Гурьяновой
С участием помощника прокурора Шушенского района Красноярского края Е.Н. Алейниковой (по поручению)
Представителя Администрации Шушенского района Е.В. Быкова, действующего по доверенности от 28.12.2011
представителя УСЗН администрации Шушенского района Елисеевой Н.Н., действующей по доверенности от 03.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шушенского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения Администрации Шушенского района (далее УСЗН), третьим лицам Администрации Шушенского района, Администрации поселка Шушенское о возложении обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шушенского районного суда Красноярского края обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанными требованиями к ответчику УСЗН о возложении обязанности на ответчика по принятию мер к обеспечению доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – нежилому зданию по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская. 48 следующих обязанностей по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание управления социальной защиты населения
- выполнить пандус с нескользящим покрытием, поручнями с двух сторон, вывести пандус на пешеходную зону, ступени крыльца оборудовать желтой контрастной и рельефной (тактильной) полосой первую и последнюю ступени крыльца, выполнить реконструкцию тамбура до необходимых размеров 150х180см,установить тактильную мнемосхему в нежилом здании по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская.48
Свои требования прокурор мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры, 18.04.2013 при осмотре нежилого здания по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская,48, проведенной начальником по архитектуре и градостроительству администрации поселка Шушенское Павловой С.Н. с участием помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н. было установлено, что вход в здание УСЗН, расположенное по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская 48 для маломобильных групп населения невозможен. Просит суд обязать ответчика провести мероприятия по выполнению необходимых работ, которые обеспечат доступ инвалидов в здание.
Определением суда от 21 августа 2013 года в качестве соответчика в процесс привлечена Администрация Шушенского района.
В судебное заседание явились помощник прокурора Шушенского района Алейникова Е.Н., представитель ответчиков Администрации Шушенского района Быков Е.В. представитель УСЗН Елисеева Н.Н. Представитель третьего лица администрация поселка Шушенское извещена судом надлежащим образом. В суд представитель не явился.
Помощник прокурора Шушенского района Алейникова Е.Н. исковые требования уточнила, просит суд обязать УСЗН создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, путем оборудования существующего пандуса нескользящим покрытием и поручнем с одной стороны, ступени крыльца оборудовать желтой контрастной и рельефной(тактильной) полосой первую и последнюю ступени крыльца, установить тактильную мнемосхему на входе в Управление социальной защиты населения по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская.48. Установить срок выполнения до 01 октября 2014 года.
Представитель ответчика Администрации Шушенского района Быков Е.В., действующий по доверенности от 09.01.2013 возражал по заявленным требованиям прокурора, считает, что Администрация Шушенского района по данному спору является ненадлежащим ответчиком. УСЗН является юридическим лицом, согласно Уставу обязано представить Администрации Шушенского района заявку на выделение финансов для решения вопроса по выполнению требований о доступности для лиц с ограниченными возможностями, проектно-сметную документацию. Возлагать на администрацию Шушенского района обязанность устранять нарушения и выполнять требования действующего законодательства по доступу инвалидов на объекты социальной инфраструктуры, необоснованны, так как данная деятельность входит в компетенции ответчика УСЗН, которое является юридическим лицом и в силу ст.48 ГК РФ должно отвечать по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. В соответствии с п.3 ст.126 ГК РФ муниципальное образование не отвечает по обязательствам созданных ими юридических лиц.
Представитель УСЗН Елисеева Н.Н. суду дала пояснения, что требования прокурора необоснованны, так как для их выполнения отсутствуют финансы. Финансы выделяет Администрация Шушенского района, она является собственником здания по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская.48, которое у Управления находится в оперативном управлении.
Суд, выслушав, прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В ст.ст. 7, ч.1,2 ст.17 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В силу ч.1, 5 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Таким образом, положение указанных норм направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а муниципальному образованию решить вопрос финансирования по данному вопросу.
Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов., поручней, необходимой информации. Необходимость установления такого требования, вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года, в частности ст.12.
В пункте 3.13 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" указано: в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно материалам дела, п.1.3 положения УСЗН Администрации Шушенского района следует, что УСЗН обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, ведет самостоятельный баланс.
Нежилое здание, расположенное по адресу п. Шушенское, ул. Первомайская.48 является муниципальной собственностью, закрепленной на праве оперативного управления за Управлением социальной защиты населения..
В соответствии с п.1 ст.126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданным юридическим лицом на праве оперативного управления.
Согласно акту от 18.04.2013 вход в здание УСЗН по адресу: п. Шушенское, Шушенского района, Красноярского края, ул. Первомайская.48, оборудован пандусом, но не обустроен нескользящим покрытием, поручнем с одной стороны, не оборудован контрастной и рельефной полосой по первой и последней ступеням крыльца, кроме того отсутствует тактильная мнемосхема на здании управления.
В нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства, Управлением СЗН не создано необходимых условий для передвижения людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, инвалидам, детям-инвалидам, маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в общественное заведение УСЗН, в результате чего нарушаются права указанных категорий граждан.
Суд считает, что несоблюдение и невыполнение требований СНиП 35-01-2001 по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают как интересы неопределенного круга инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. Согласно вводной части СНиП 35-01-2001 данный нормативный документ предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения, содержание же недвижимого имущества независимо от даты ввода в эксплуатацию должно осуществляться в соответствии с правилами технической эксплуатации, санитарными и противопожарными нормами.
Проверка проведена прокуратурой в пределах предоставленных ей ФЗ «О прокуратуре РФ» полномочий, в частности, осуществления надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, факт нарушения ответчиками законодательства о социальной защите инвалидов не опровергает.
Краевой целевой программой «Доступная среда для инвалидов на 2011-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11. 2010 № 572-П (в редакции от 14.08.2012) запланировано в 2012-2013 годах выделение средств на выполнение мероприятий, в том числе на обустройство пандусов. Отсутствие денежных средств у УСЗН не имеет правового значения для дела, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что УСЗН выполнены в полном объеме меры по обеспечению беспрепятственного доступа в здание управления суду не представлено. Выполнение установленных законом обязанностей предполагает обустройство пандусов и установку перил, нанесение знаков и символов для доступности к социальным объектам инвалидов, не ограничиваясь определением срока выполнения данной обязанности. Таким образом, утверждение краевой целевой программы «Доступной среда для инвалидов на 2011-2013гг» свидетельствует об обязанности ответчиков по созданию условий для реализации прав инвалидов, а так же о надлежащем выполнении возложенных на них законом обязанностей с момента их закрепления законом.
Суд не усматривает законных и достаточных оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на администрацию Шушенского района обязанности по проведению мероприятий для создания условий для реализации прав инвалидов.
Согласно Положения УСЗН является самостоятельным юридическим лицом, вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности и.т.д. (п. 1.3. Устава), собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам Управления, обязанности по соблюдению законодательства, в частности, создания условий для реализации прав инвалидов возложена на управление.
Согласно раздела 5 Положения управление владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом, осуществляет капитальный и текущий ремонт здания в пределах утвержденной бюджетной сметы.
Относительно требований к Администрации Шушенского района суд не вправе вмешиваться в вопросы финансирования и расходования бюджета муниципального образования. Иное, в нарушение положений ст. 10 Конституции РФ, провозгласившей построение системы государственной власти на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, будет являться вмешательством в компетенцию органов муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что недопустимо.
Учитывая, что ответчик УСЗН Администрации Шушенского района до настоящего времени не полностью создал условия инвалидам, людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, нарушают гарантированные ст.17 Конституции РФ и другими вышеприведенными нормативными актами права указанных лиц и кроме того, ответчиком УСЗН не опровергнуто утверждение прокурора о том, что его заявленные требования направлены на обеспечение минимальных потребностей инвалидов, равно как и не представлено доказательств отсутствия технической возможности выполнить вышеуказанные требования, исковые требования прокурора Шушенского района Красноярского края к Управлению социальной защиты населения Администрации Шушенского района подлежат удовлетворению.
В отношении ответчика Администрация Шушенского района требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения Администрации Шушенского района о возложении обязанности по обеспечению прав инвалидов по доступу к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Шушенского района обустроить существующий пандус нескользящим покрытием, поручнем с одной стороны, ступени крыльца оборудовать желтой контрастной и рельефной(Тактильной) полосой первую и последнюю ступени крыльца, установить тактильную мнемосхему на входе в Управление социальной защиты населения по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская.48. Установить срок выполнения до 01 октября 2014 года.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Шушенского района отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение тридцати дней со дня его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шушенский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2013
Решение на 09.09.2013 не вступило в законную силу.
Судья Шушенского районного суда Л.Н. Мальцева