Дело № 2-582/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 15 » января 2015 года ***
Благовещенский городской суд *** в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.С.,
при секретаре Безруковой И.О.,
с участием старшего помощника прокурора *** Голубевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ***, действующего в интересах Н. к администрации *** о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора специализированного найма жилого помещения,
установил:
Прокурор *** обратился в Благовещенский городской суд в защиту прав и законным интересов Н. с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что Н., *** г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Благовещенского городского суда от *** родители Н.: отец ТретьеЛицо1 и мать ТретьеЛицо2 лишены родительских прав. В мае *** года заявительница освободилась из исправительной колонии, с *** на основании договора коммерческого найма, заключенного с МУ «***», проживает по адресу; ***, ***, ***, ***. Н. с *** состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, при администрации ***, жильем не обеспечена. Н. обратилась с заявлением в администрацию *** по вопросу предоставления жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно информации администрации *** от *** в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения Н. отказано. Факт отсутствия у Н. в собственности жилого помещения подтвержден информацией Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** от ***. С учетом изложенного, Н., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда. В ходе проверки по обращению Н. установлено, что со стороны администрации *** меры, направленные на обеспечение заявительницы жильем, как лица из числа детей сирот, не приняты, что свидетельствует о нарушении положений федерального законодательства, гарантирующего социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Н. не обеспечена соответствующим жилым помещением, чем нарушается ее право на жилище администрацией ***.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию *** предоставить Н. жилое помещение на территории муниципального образования ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель прокуратуры *** на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснила об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах.
Представитель администрации *** в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменное возражение, в котором указал, что постановлением администрации *** от *** *** «о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, лица из числа детей - сирот Н.» истица была принята на соответствующий учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно материалов дела Н. в настоящее время включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку в настоящее время в муниципальную собственность в рамках реализации Постановления *** от *** N *** «Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на ***» годы не переданы жилые помещения, построенные и приобретенные субъектом ***, предоставить жилое помещение Н. в настоящее время не представляется возможным. Кроме того, доведенные до органа местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в размере *** из областного бюджете и *** из федерального бюджета были израсходованы в ***. на приобретение *** жилых помещений и распределены между сиротами по решениям суда *** года. При этом у администрации *** в настоящее время имеются неисполненные обязательства перед иными детьми - сиротами по *** судебным актам. В связи с чем, предусмотренные и доведенные до органа местного самоуправления в ***. лимиты областного бюджета на исполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточны даже для исполнения уже имеющихся судебных актов. У администрации *** в настоящее время отсутствует реальная возможность по обеспечению жилым помещением истицы, по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам, несмотря на предпринимаемые меры, поскольку главный распорядитель бюджетных средств (Министерство образование и науки ***) отказывается исполнять свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам. В связи с чем, ни какого бездействия со стороны администрации *** по вопросу обеспечения жилым помещением истицы допущено не было, поскольку администрацией *** были приняты все зависящие от органа местного самоуправления меры для возможности обеспечения жилыми помещениями не только истицы, но и всех остальных детей-сирот, стоящих на учете администрации ***. Кроме того, согласно п. 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением *** от *** N ***, жилые помещения, приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть устроенными применительно к условиям соответствующего населенного и расположенными на территории соответствующего муниципального образования. Учитывая обстоятельства того, что в границы муниципального образования *** помимо самого *** входят и еще населенные пункты, на территории которых также возможно предоставление жилых помещений лицам, из числа детей сирот, следовательно, требования истицы по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в городе Благовещенске, прямо противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, согласно выводов изложенных в Определении Верховного Суда РФ от *** N ***-*** от *** N *** «О наделении муниципального образования *** статусом городского округа и об установлении его границ» не устанавливались границы населенного пункта ***, им установлены границы муниципального образования ***, т.е. определены пределы осуществления муниципальной власти. В связи с чем, требования прокурора ***, действующего в интересах Н. о предоставлении жилого помещения в черте ***, не соответствуют требованиям действующего законодательства. На основании всего вышеизложенного администрация *** полагает, что отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований прокурора ***, действующего в интересах Н. и просит суд в иске отказать.
В судебное заседание так же не явились представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки ***, Министерства финансов ***, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора ***, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что на основании постановления администрации *** *** от *** Н. была принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, после окончания учебного заведения Н. обратилась в администрацию *** с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рамках *** от *** №*** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов *** в адрес заявителя было направлено сообщение, в котором было указано, что в настоящее время в собственности муниципального образования отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При наличии в собственности муниципального образования жилых помещений специализированного жилищного фонда заявление будет учтено в соответствии с очередностью.
До настоящего времени жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, Н. как лицу из числа из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предоставлено, в связи с чем, полагая, что ее права на получение жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нарушенными, прокурор ***, действующий в интересах Н., обратился с настоящим иском в суд.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право таких лиц на получение жилого помещения конкретизировано Федеральным законом от *** № 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до *** лет.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста *** лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста *** лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста *** лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (***
Аналогичные правовые положения закреплены в статье 4 закона *** от *** № *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном ***.
В связи с тем, что Н., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовано, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от *** № *** (в редакции Федерального закона от *** № ***).
По смыслу приведенных ранее правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Подобная позиция указана в разъяснениях, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал *** года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ***, согласно которой, основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание отбывания наказания в исправительном учреждении.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Н. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
*** Н. было окончено Федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «*** № ***», что подтверждается свидетельством об уровне квалификации № ***, выданным ***.
Как следует из содержания искового заявления, Н. освободилась из исправительной колонии в мае *** года.
Постановлением администрации *** *** от *** Н. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом посещении, предоставляемом по договору найма специализированного помещения, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Н., *** года рождения, по состоянию на *** недвижимого имущества в собственности не имеет.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что истец в *** году освободилась от отбывания наказания в исправительном учреждении, суд приходит к выводу, что у Н., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении ******летнего возраста, возникло, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.
Ссылка представителя администрации *** на недостаточность или отсутствие финансирования органа местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут влиять на реализацию прав этих граждан, судом не принимаются, поскольку недостаточное финансирование расходов для обеспечения детей – сирот жилыми помещениями, наличие иных граждан, состоящих на регистрационном учете, при наличии у истца права на обеспечение жилым помещением, не являются основаниями неисполнения обязательств по предоставлению истцу жилья в предусмотренные действующим законодательством порядке и сроки.
При этом, судом принимаются доводы администрации *** о том, что требование прокурора *** о предоставлении жилого помещения Н. именно в пределах населенного пункта *** не соответствует требованиям действующего законодательства.
Положениями пункта 1 статьи *** от *** № *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, определенном ***.
Пунктом 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением *** от *** N ***, установлено, что жилые помещения, приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть устроенными применительно к условиям соответствующего населенного и расположенными на территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию *** предоставить Н. жилое помещение на территории муниципального образования ***, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ *** ░░.░., ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ***.