Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1900/2020 ~ М-1150/2020 от 07.04.2020

Дело № 2-1900/2020

44RS0001-01-2020-001630-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года                                                                                                        г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах несовершеннолетней С. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы, действующий в интересах несовершеннолетней С., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя С., <дата> года рождения страдает спинальной мышечной атрофией типа 1-2, является ребенком-инвалидом. Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств Врачебной комиссии ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» от <дата> С. рекомендовано назначение по жизненным показаниям для специфической терапии (улучшения неврологических показателей пациента) препарата Спинраза (Нусинерсен) раствор для инъекций 15 мг/5 мл на одно введение (интратекально). Рекомендуемая дозировка - 4 насыщающие дозы; далее вводятся поддерживающие дозы, по одной каждые 4 месяца. Лекарственный препарат «Спинраза» не входит в стандарт оказания медицинской помощи и список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от <дата> -р. Лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Нурсинерсен торговое наименование «Спинраза» в форме выпуска - раствор для интратекального введения, производства Биоген Айдек Лимитед (Великобритания) зарегистрирован и разрешен к медицинскому применению на территории Российской федерации (государственный реестр лекарственных средств, дата регистрации <дата> № ЛП-005730). Прокуратурой города Костромы проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан по обращению Смирновой Г.Е., действующей в интересах несовершеннолетней дочери С., <дата> года рождения. Проверкой установлено, что до настоящего времени вышеуказанным лекарственным препаратом С. не обеспечена. Обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор ссылается на ст. 4, ч. 1,2 ст. 19, ст. 29, ст. 44, ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Министерством здравоохранения РФ от 07 мая 2014 года, содержащий такое заболевание как спинально мышечная атрофия 1,2 и 3 степени, Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2019 года № 211-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Костромской области на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 года. Согласно ч. 8 п. 39 программы за счет средств областно7го бюджета в общем объеме 1 657 816,20 руб. финансируются расходы на обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности. В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546 Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. В силу п. 59 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Прокурор г. Костромы просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить С., <дата> года рождения лекарственным средством Спинраза (Нусинерсен) в необходимом объеме.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Костромская областная детская больница».

Помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А. исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетней С. - Смирнова Г.Е. исковые требования поддержала, указав, что состояние ребенка ухудшается, срочно требуется начинать лечение.

Департамент здравоохранения Костромской области явку представителя не обеспечил, просили рассматривать в отсутствие представителя, представили письменный отзыв, в котором указали, что департамент здравоохранения Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Инъекции препарата вводятся в условиях стационара, в связи с чем исковые требования должны быть предъявлены непосредственно к медицинской организации, в которой должно проводиться соответствующее стационарное лечение за счет средств обязательного медицинского страхования. Потребность в препарате на первый год лечения, согласно имеющимся назначениям, составляет 6 упаковок общей стоимостью лечения в год 48 млн. рублей. Просят в иске отказать.

Представитель ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» требования считает обоснованными.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и из материалов дела следует, что С., <дата> года рождения страдает спинальной мышечной атрофией типа 1-2, является ребенком-инвалидом. Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств Врачебной комиссии ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» от <дата> С. рекомендовано назначение по жизненным показаниям для специфической терапии (улучшения неврологических показателей пациента) препарата Спинраза (Нусинерсен) раствор для инъекций 15 мг/5 мл на одно введение (интратекально). Рекомендуемая дозировка - 4 насыщающие дозы; далее вводятся поддерживающие дозы, по одной каждые 4 месяца.

<дата> лекарственный препарат с торговым названием «Спинраза» (МНН Нусинерсен) в форме раствора для интратекального введения, Компании Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), зарегистрирован на территории Российской Федерации в государственном реестре лекарственных средств под регистрационным номером № ЛП-0055730.

Смирнова Г.Е., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обращалась в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой об организации льготного лекарственного обеспечения ее дочери лекарственным препаратом «Спинраза».

Ответом Департамента здравоохранения Костромской области ей было указано, что лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен), не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, не входит в стандарты лечения и клинические рекомендации, утвержденные Минздравом Российской Федерации, в связи с чем, обеспечить данным препаратом в рамках федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения не представляется возможным.

До настоящего времени С. не получает надлежащего лечения препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), поскольку данный препарат не входит в стандарт медицинской помощи и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39, 41 Конституции РФ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст.38 Конституции РФ).

Как следует из ст. 13 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основным принципом охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.

В силу ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Пунктом 10 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 и ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Согласно ст. 44 Федерального закона № 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случае заболевания на 100 000 населения.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, вклшюченными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного пиания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В силу пункта 150 Перечня орфанных заболеваний, утвержденного Министерством здравоохранения РФ от 07 мая 2014 года к числу таких заболеваний относится спинально мышечная атрофия I, II и III степени.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения (п.4 Постановления Правительства РФ № 890).

Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с п.5 ст.80 Федерального закона от № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

В соответствии с п.7 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В силу ч.9 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 21 ч.2 ст. 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2019 года № 211-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Костромской области на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 года.

Согласно ч. 8 п. 39 программы за счет средств областного бюджета в общем объеме 1 657 816,2 тыс. руб. Финансируются расходы на обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.

Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1.-2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствие со стандартами оказания медицинской помощи и по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.

В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

В силу вышеизложенного суд, учитывая, что обеспечение лекарственным препаратом ребенка-инвалида С. должно происходить за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, полагает, что доводы представителя Департамента здравоохранения о том, что обязанность по обеспечению С. необходимым лекарством должна быть возложена на лечебное учреждение не основаны на законе.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение ребенка-инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Также обеспечение лекарственными препаратами инвалида должно происходить в соответствии с назначениями врача, постоянно и в необходимом объеме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Департамент здравоохранения Костромской области подлежит возложение обязанности по бесплатному обеспечению С., <дата> года рождения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) в необходимом объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить С., <дата> года рождения лекарственным средством Спинраза (Нусинерсен) в необходимом количестве.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

2-1900/2020 ~ М-1150/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Прокурор г.Костромы
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
Смирнова Галина Евгеньевна
ОГБУЗ «Костромская областная детская больница»
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2020Дело оформлено
26.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.05.2020Судебное заседание
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее