Судья Казиначиков А.А. Дело № 33-24316/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Хапаевой С.Б.
судей Шевчук Т.В., Титова Е.М.,
при секретаре Прибылове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2014 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 июля 2014 года по делу по иску Комарова Алексея Владимировича, Комаровой Елены Алексеевны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Комарова Андрея Алексеевича к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа в передаче служебного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя Комарова А. В., Комаровой Е. А. – Врублевского А. М., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным отказа в передаче жилого помещения в собственность, признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, что Комаров А.В. проходит службу в ОРЧ УР №3 Главного Управления МВД России по Московской области в должности оперуполномоченного 1 отдела, ранее проходил службу в МУ МВД России «Балашихинское» (прежнее название: УВД по городскому округу Балашиха). В органах МВД служит с 25.12.2002 года по бессрочному контракту. По ходатайству начальника Балашихинского УВД на основании Постановления Администрации городского округа Балашиха от 26.12.2011 года № 1247/4-ПА ему на состав семьи, состоящей из 3 человек, была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, где он постоянно проживает с семьей. Данное жилое помещение предоставлено в качестве служебного ему как сотруднику проходящему службу в структурном подразделении Главного Управления МВД России по Московской области - УВД по г.о. Балашиха. 28 декабря 2011 года с ним заключен договор найма служебного жилого помещения. В феврале 2014 года он изъявил желание приобрести указанную квартиру в собственность в порядке приватизации и обратился в Администрацию городского округа с соответствующим заявлением, на что получил отказ. Истцы считают данный отказ незаконным, так как полагают, что у них возникло прав на приобретение спорной квартиры в собственность на основании п. 2.2 Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Балашиха, утверждённого Решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 04.06.2013 г. №53/443, так как непрерывный стаж работы Комарова А.В. в организации, по ходатайству которой предоставлялось служебное жилое помещение, составляет более 10 лет.
В судебном заседании представитель истцов иск поддержал.
Представитель Администрации городского округа Балашиха иск не признал, указал, что спорное жилое помещение предоставлялось на время прохождения службы и оснований для передачи его в собственность истцу и членам его семьи в порядке приватизации не имеется.
Решением Балашихинского городского суда от 10 июля 2014 года исковые требования удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации городского округа Балашиха в передаче служебного жилого помещения в собственность в порядке приватизации; за истцами признано право общей долевой собственности на квартиру в равных долях; прекращено право собственности городского округа Балашиха на жилое помещение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Балашиха ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 данного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
С целью реализации указанного права Совет депутатов городского округа Балашиха своим решением №53/443 от 04 июня 2013г. утвердил Положение о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Балашиха.
Согласно раздела 2 Положения, право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют граждане, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, при наличии следующих условий:
2.1. Непрерывный стаж работы гражданина, в настоящее время работающего в муниципальном или государственном учреждении, на муниципальном предприятии, в органах местного самоуправления (в том числе на выборных должностях) либо ушедшего на пенсию по старости из этих организаций, не менее 10 лет.
2.2. Непрерывный стаж работы гражданина в организации, по ходатайству которой предоставлялось служебное жилое помещение, более 10 лет.
2.3. Граждане - заявители, являющиеся совместно проживающими членами семьи умершего нанимателя - работника организации, которому было предоставлено служебное жилое помещение, прожившего в занимаемом служебном жилом помещении не менее 10 лет.
2.4. Граждане, являющиеся нанимателями служебного жилого помещения, состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма при администрации городского округа Балашиха, не менее 10 лет.
2.5. Отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Заявления граждан о приватизации служебных жилых помещений рассматриваются на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа Балашиха с принятием одного из следующих решений: о возможности передачи служебного жилого помещения в собственность граждан или об отказе в передаче служебного жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
Решение комиссии является рекомендательным актом, который может быть положен в основу постановления администрации городского округа Балашиха. Указанное постановление является основанием для обращения в уполномоченный на оформление договоров передачи жилых помещений в собственность граждан орган администрации городского округа Балашиха в целях заключения договора передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорная квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> отнесена к служебному жилищному фонду решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 2.05.2009г. №4/24.
Истец проходит службу в ОРЧ УР №1 Главного управления МВД России по Московской области в должности оперуполномоченного, срок службы в органах МВД составляет более 10 лет (с 2002г.).
По ходатайству начальника Балшихинского УВД на основании Постановления Администрации городского округа Балашиха от 26.12.2011г. № 1247/4-ПА истцу на состав семьи, состоящей из трех человек, была предоставлена указанная квартира. 28 декабря 2011г. стороны заключили договор найма служебного жилого помещения №132с. на период срока службы. Истец и члены его семьи вселились в квартиру, постоянно зарегистрированы в ней по месту жительства.
25 февраля 2014г. истец обратился к ответчику с заявлением об исключении из числа служебных занимаемой квартиры и передачи ее в собственность в порядке приватизации в связи с наличием стажа в органах МВД более 10 лет, приложив справку с места службы.
В ответе от 21.03.2014г. управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха сообщило об отсутствии оснований для обеспечения истца жилым помещением, составляющим казну городского округа, поскольку в силу ст. 44 ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что у истца и членов его семьи возникло право на приватизацию ранее предоставленного служебного жилого помещения на основании Положения о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в собственности городского округа Балашиха, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 04.06.2013г. № 53/443, поскольку непрерывный стаж работы истца в организации, по ходатайству которой предоставлялось служебное жилое помещение, составляет более 10 лет, истец и члены его семьи не имеют иных жилых помещений, которыми они могут пользоваться на каком-либо праве, ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений не реализовывали.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Передача в собственность граждан служебных жилых помещений в порядке бесплатной приватизации является правом собственника жилищного фонда, исключением из общих правил, но не обязанностью. Действующее в городском округе Балашиха Положение о приватизации служебных жилых помещений также не содержит обязанности собственника передать служебное жилое помещение в собственность обратившегося гражданина, а лишь содержит условия, при которых общественная жилищная комиссия принимает рекомендательное решение о возможности передачи либо отказе в передачи служебного жилого помещения для последующего принятия распорядительного акта уполномоченного органа (постановления администрации городского округа Балашиха).
В данном случае заявление истца на общественной жилищной комиссии не рассматривалось, ответчиком не издавался распорядительный акт, выражающий согласие собственника на приватизацию занимаемого истцом и членами его семьи служебного жилого помещения, а в силу действующего законодательства служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
С учетом установленных обстоятельств, требований действующего законодательства, коллегия приходит к выводу об отсутствии у истцов права на приобретение в собственность занимаемого служебного жилого помещения в порядке бесплатной приватизации. Отказ в приватизации жилого помещения, изложенный в письме за № 1562/2 от 21.03.2014г. за подписью начальника имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, не противоречит закону и не нарушает прав истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку таковое у них не возникло.
Обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения – об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области
от 10 июля 2014 года отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Комарова Алексея Владимировича, Комаровой Елены Алексеевны, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Комарова Андрея Алексеевича к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным отказа в передаче служебного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Председательствующий
Судьи