УИД: 77RS0029-02-2021-014585-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2021 года город Москва
Тушинский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.А.,
при секретаре Нарановой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-789/2021 по административному иску Коростышевского Максима Павловича, Берко Натальи Владимировны, Берко Арсения Евгеньевича, Бабуриной Алевтины Владимировны, Масалова Валерия Александровича к МИФНС России № 46 по г. Москве о признании решения и действий незаконными, обязании внести изменения в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ
Административные истцы обратилась в суд с административным иском к административному ответчику и просят признать незаконным решение МИФНС России № 46 по г. Москве о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮД была внесена запись ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, содержащая сведения о Вайсе А.И. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени СНТ «Ветерок», признать незаконными действия МИФНС России № 46 по г. Москве по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, признать недействительной запись ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, обязать МИФНС России № 46 по г. Москве устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о признании недействительной записи ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, в обоснование заявленных требований указывают, что 17.03.2021 им стало известно, что в МИФНС России № 46 по г. Москве планируется подать заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица и(или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно а смене председателя СНТ «Ветерок», в связи с чем 18.03.2021 Коростышевским М.П. в МИФНС России № 46 по г. Москве подано возражение о предстоящей государственной регистрации изменения устава юридического лица или предстоящего изменения внесения сведению в ЕГРЮЛ по форме Р38001, однако 16.04.2021 в ЕГРЮЛ была внесена оспариваемая запись, полагают, что указанная запись внесена с нарушением требований Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017, поскольку, несмотря на наличие у МИФНС России № 46 по г. Москве о том, что Вайс А.С., заявленный к регистрации в качестве председателя СНТ «Ветерок» не является членом СНТ, а также протокола общего собрания членов СНТ «Ветерок» от 17.03.2021, на котором было принято решения не прекращать полномочия Коростышевского М.П. как председателя СНТ, Инспекцией не проведена проверка достоверности сведений и принято решение о государственной регистрации, на основании которого в ГЕРЮЛ в отношении СНТ «Ветерок» была внесена запись ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, содержащая сведения о Вайсе А.И. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени СНТ «Ветерок». 30.04.2021 Коростышевский М.П. направил в МИФНС России № 46 по г. Москве заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме Р34002, в отношении сведений о Вайсе А.И., однако проверка достоверности сведений проведена не была. Оспариваемые решение и действия МИФНС России по г. Москве нарушают права и законные интересы истцов, в частности право на избрание председателя товарищества, кроме того Вайсом А.И. были приняты решения, не соответствующие интересам членов СНТ «Ветерок», в связи с чем без признания оспариваемых решений и действий налогового органа незаконными, истцы будут лишены возможности признать решения Вайса А.И. принятые им как председателем СНТ «Ветерок», незаконными и восстановить свои нарушенные права.
Представитель истцов по доверенности Королева А. А., в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика по доверенности Воробьева М. В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые были приобщены к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица Вайса А. И. по доверенности Гусятников П. П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые были приобщены к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Ветерок» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав представителей сторон, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимозависимости, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 25.07.2007 создано СНТ «Ветерок».
18.03.2021 СНТ «Ветерок» в лице председателя правления Коростышевского М.П., подало в МИФНС России № 46 по г. Москве возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, из которого следует, что 17.03.2021 состоялось общее собрание членом СНТ «Ветерок». Одним из вопросов повестки дня было прекращение полномочий председателя СНТ «Ветерок» Коростышевского М.П. Было принято решение не прекращать полномочия Коростышевского М.П. Однако есть основания полагать, что в МИФНС России № 46 по г. Москве будет подано заявление о государственной регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ относительно председателя СНТ «Ветерок». Лицо заявленное в качестве председателя СНТ «Ветерок» кроме Коростышевского М.П., избрано незаконно группой граждан, большинство из которых не являются членами СНТ «Ветерок».
09.04.2021 в МИФНС России № 46 по г. Москве поступило заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, а именно о внесении сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Ветерок».
К указанному заявлению приложен протокол внеочередного общего собрания членов СНТ «Ветерок» от 17.03.2021.
Подлинность подписи Вайса А.И. засвидетельствована нотариусом г. Москвы Шкуновой С.В.
16.04.2021 МИФНС России № 46 по г. Москве принято решение о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице СНТ «Ветерок» на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 09.04.2021.
16.04.2021 в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Ветерок» внесена запись ГРН 2217703072695 о Вайсе А.И. как о лице имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Разрешая заявленные административными истцами требования по существу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с п. 4.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие основания установлены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».
В силу п. 2 Оснований основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:
1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;
2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;
3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;
5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);
6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:
в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
Кроме того, в силу п. 4 Оснований основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Таким образом, действующим законодательством, установлен исчерпывающий перечень оснований, для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не установлено оснований, наличие которых обязывало бы провести МИФНС России по г. Москве проверку достоверности сведений, изложенных в заявлении заявление по форме Р13014 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, а именно о внесении сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Ветерок», поступившем в Инспекцию 09.04.2021.
Как указано выше, подпись Вайса А.И. на данном заявлении была удостоверена нотариусом г. Москвы Шкуновой С.В.
В соответствии со ст. 41 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Основ нотариальная деятельность, предполагающая на профессиональной основе обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.
При этом суд отмечает, что действия нотариуса по удостоверению подписи Вайса А.И. в заявлении по форме Р13014, в установленном законом порядке истцами не оспорены, доказательств обратного не представлено.
Ссылка на то, что 18.03.2021 Коростышевским М.П. в МИФНС России № 46 по г. Москве подано возражение о предстоящей государственной регистрации изменения устава юридического лица или предстоящего изменения внесения сведению в ЕГРЮЛ по форме Р38001, не может быть признана состоятельной, поскольку данное заявление не являлось основанием для проведения налоговым органом проверки достоверности представляемых Вайсом А.И. документов для государственной регистрации.
Так в соответствии с пп. 2 п. 5 Приложения № 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если поступившее в регистрирующий орган возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ представлено (направлено) с нарушением порядка его представления (направления), установленного пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, и (или) не по форме, утвержденной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу приведенных положений, проведение мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, возможно в отношении конкретного входящего комплекта документов, поступившего в налоговый орган для совершения регистрационных действий.
При этом входящий номер документа, в котором изложены сведения, в отношении которых по мнению истцов налоговый орган должен был провести проверку их достоверности, в заявлении Коростышевского М.П. от 18.03.2021 не указано. Кроме того заявление о внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ подано Вайсом А.И. 09.04.2021.
При таких обстоятельствах, у МИФНС России № 46 по г. Москве отсутствовали предусмотренные законом основания для проведения проверки достоверности сведений в представленном Вайсом А.И. 09.04.2021, комплекте документов.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ и носит исчерпывающий характер, при этом оснований для отказа в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ вносимых на основании заявления Вайса А.И., поданного в МИФНС России № 46 по г. Москве, у налогового органа не имелось.
То обстоятельство, что Коростышевским М.П. 30.04.2021 в МИФНС России № 46 по г. Москве 30.04.2021 подано заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Ветерок», также не являлось основанием для проведения налоговым органом проверки достоверности сведений.
Так в соответствии с пп. 8 п. 5 Приложения № 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Из материалов дела следует, что сведения о Вайсе А.И. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Ветерок» на основании его заявления, к которому был приложен протокол внеочередного общего собрания членов СНТ «Ветерок» от 17.03.2021, в соответствии с которым Вайс А.И. был избран председателем Товарищества.
В своем заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ Коростышевский М.П. указал на то, что представленные Вайсом А.И. в налоговый орган документы, содержали заведомо ложные данные, то есть указал на оспоримость указанного выше протокола.
При таких обстоятельствах, заявление Коростышевского М.П. о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, поданное в МИФНС России № 46 по г. Москвы 30.04.2021, обоснованно не принято налоговым органом в качестве основания для проведения проверочных мероприятий.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами решение МИФНС России № 46 по г. Москве о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮД была внесена запись ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, содержащая сведения о Вайсе А.И. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени СНТ «Ветерок», принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в связи с чем оснований для его признания незаконным суд не усматривает, а следовательно не имеется оснований и для признания незаконными действий налогового органа по внесению изменений в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Ветерок» на основании данного решения, признании недействительной записи в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Ветерок» ГРН 2217703072695 от 16.04.2021, и обязании налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения о признании данной записи недействительной.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд также принимает во внимание, что 18.10.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2217709696610 о Коростышевском М.П. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица СНТ «Ветерок», что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав истцов оспариваемыми решением и действиями налогового органа.
Доводы административных истцов о том, что без признания оспариваемых решения и действий налогового органа незаконными, истцы не смогут оспорить решения, принятые Вайсом А.И. как председателем СНТ «Ветерок», суд находит несостоятельным, поскольку такие решения, в случае их принятия, могут быть оспорены заинтересованными лицами путем подачи искового заявления в порядке гражданского судопроизводства, в ходе рассмотрения которого подлежит выяснению, в том числе, наличие или отсутствие у Вайса А.И., полномочий для принятия таких решений.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статями 177-180 КАС РФ, суд,
решил
В удовлетворении административного искового заявления Коростышевского Максима Павловича, Берко Натальи Владимировны, Берко Арсения Евгеньевича, Бабуриной Алевтины Владимировны, Масалова Валерия Александровича к МИФНС России № 46 по г. Москве о признании решения и действий незаконными, обязании внести изменения в ЕГРЮЛ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17.01.2022.
Судья