����������������31/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Минтемировой З.А.,
при секретаре Шамсудиновой Д.Д.,
с участием помощника прокурора
<адрес> Битарова Ю.А.,
представителя ответчика - главы
администрации МО «сельсовет Новосельский»
<адрес> Хебетова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах не определенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> о признании бездействия администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> по непроведению диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления незаконным и обязании МО организовать и провести диспансеризацию всех муниципальных служащих администрации МО в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> о признании бездействия администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> по непроведению диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления незаконным и обязании МО организовать и провести диспансеризацию всех муниципальных служащих администрации МО в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, в части прохождения диспансеризации. Пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №984н. Согласно пункту 4 Приказа №984н диспансеризация проводится ежегодно, по ее результатам выдается заключение. В нарушение указанных норм в администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> диспансеризация муниципальных служащих в 2014 году не была проведена и на 2015 год не запланирована. Изложенное свидетельствует о бездействии, которое нарушает права неопределенного круга лиц на возможность поступления на муниципальную службу в администрацию МО «сельсовет Новосельский» в случае необоснованного замещения должностей лицами, которые по состоянию здоровья не могут на них находиться. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес>, выразившееся в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих в 2014 и 2015 годах, возложить обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2015 году, составить поименный список муниципальных служащих администрации МО «сельсовет Новосельский», подлежащих диспансеризации, утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации МО «сельсовет Новосельский» диспансеризации в 2015 году, заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направить поименный список муниципальных служащих администрации МО «сельсовет Новосельский», подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – Битаров Ю.А. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика - глава администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> Хебетов М.В., действующий на основании прав по должности в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на отсутствие в бюджете МО «сельсовет Новосельский» <адрес> финансирование на цели проведения диспансеризации муниципальных служащих.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> законодательства о муниципальной службе, установлено, что диспансеризация муниципальных служащих МО «сельсовет Новосельский» в 2014 году не была проведена и на 2015 год не запланирована.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований); обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения таких обследований, а также в случае медицинских противопоказаний; обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение). Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (п. 17 Приказа).
В соответствии с пунктами 4 и 5 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами, в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком, утвержденным представителем нанимателя.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (пункты 7 и 8 Порядка).
На основании пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдаёт ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующему поступлению на муниципальную службу или её прохождению. Заключение приобщается к личному делу муниципального служащего.
В нарушение вышеуказанных норм МО «сельсовет Новосельский» <адрес> договор с ГБУ РД «ХЦРП» о проведении в 2014 и 2015 годах диспансеризации муниципальных служащих, не заключал, график прохождения диспансеризации муниципальных служащих не утвержден, а сведения о том, что поименные списки муниципальных служащих направлены в медицинское учреждение, суду не представлены.
По информации врио главного врача ГБУ «Хасавюртовская центральная районная поликлиника» от ДД.ММ.ГГГГ диспансеризация муниципальными служащими администрации МО «сельсовет Новосельский» по настоящее время не проводилась.
Аналогичная по содержанию информация о том, что муниципальные служащие за период 2014 года и истекший период 2015 года диспансеризацию не проходили, предоставлена главой МО «сельсовет Новосельский».
Таким образом, неисполнение работодателем обязанности обеспечения диспансеризации муниципальных служащих нарушает право граждан на охрану здоровья, а также на гарантированное трудовым законодательством право на охрану труда. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку предусмотренные законом меры по ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не были осуществлены.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих, возложении обязанности организовать проведении диспансеризации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «сельсовет Новосельский» <адрес>, выразившееся в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих в 2014 и 2015 годах.
Возложить на администрацию МО «сельсовет Новосельский» <адрес> обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2015 году:
- составить поименный список муниципальных служащих администрации МО «сельсовет Новосельский», подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации МО «сельсовет Новосельский» диспансеризации в 2015 году;
- заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- направить поименный список муниципальных служащих администрации МО «сельсовет Новосельский», подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий З.А. Минтемирова