Дело 2-1076/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2011 года г.Сокол
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Гришеева Л.В.,
с участием прокурора Сорокиной И.В.,
представителя ответчика администрации г.Сокол Рыбакова М.В.,
при секретаре Мосенковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Сокола о возложении обязанности восстановить режим работы светофорного объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Сокольский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением в суд к ответчику администрации г.Сокол с требованиями о возложении обязанности по обеспечению безопасных условий для движения автотранспорта на участке ул. Советская спуск с моста им. Зародова, восстановив режим работы светофорного объекта в срок до 01.08.2011.
Иск мотивировал тем, что в адрес прокуратуры поступила жалоба начальника МО МВД России «Сокольский» ФИО2 с просьбой обязать администрацию г.Сокол обеспечить безопасные условия для движения автотранспорта на ул.Советская спуск с моста им.Зародова, восстановив режим работы светофорного объекта. На территории г.Сокола расположено 4 светофорных объекта, которые выработали свой ресурс, технически устарели, систематически выходят из строя по причине технических неисправностей. Длительное время не работает светофор на ул. ул.Советская спуск с моста им.Зародова. На данном участке автодороги концентрируются основные потоки, осуществляются пассажирские перевозки, перевозки опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Неисправности в работе светофора создают угрозу безопасности дорожного движения, снижают пропускную способность улиц. В соответствии с действующим законодательством обязанность по содержанию автомобильных дорог и элементов благоустройства возложена на органы местного самоуправления. 27.04.2011 на комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения рассматривался вопрос о работе светофора. Комиссией было принято решение о проведении ремонта, однако до настоящего времени каких-либо мер к исполнению решения не принято. Не принятие мер свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Сорокина И.В. требования уточнила в части срока исполнения обязанности. Просит обязать администрацию г.Сокол обеспечить безопасные условия для движения автотранспорта на участке ул. Советская спуск с моста им.Зародова, восстановить режим работы светофорного объекта срок до 01 ноября 2011. В остальном доводы, изложенные в иске поддержала.
Представитель ответчика администрации г.Сокол Рыбаков М.В. с исковыми требованиями прокурора согласился, но просил установить срок для восстановления работы светофорного объекта до 30 ноября 2011 года.
Представитель третьего лица МО МВД «Сокольский» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что указный в иске светофорный объект – это группа нескольких светофоров, установленных для регулирования дорожного движения. Он расположен на наиболее опасном и загруженном участке дороги. Неисправности в работе светофора создают угрозу безопасности дорожного движения, снижают пропускную способность улиц.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ООО « Благоустройство», Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района.
Представитель третьего лица ООО «Благоустройство» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещался, не просил об отложении дела. В предыдущем судебном заседании пояснил, что в компетенцию ООО « Благоустройство» не входит содержание и ремонт светофорного объекта.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещался. В отзыве на иск указал, что спорный светофорный объект до 2010 года находился в федеральной собственности, затем был передан в собственность Вологодской области с целью последующей передачи в муниципальную собственность соответствующих муниципальных образований. На основании постановления Правительства Вологодской области от 30.08.2010 года № 992 « О передаче в муниципальную собственность города Сокол имущества Вологодской области, используемого для организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения» и передаточного акта от 07.09.2010 года спорный светофорный объект был передан в муниципальную собственность города Сокол. С учетом изложенного оставляет разрешение иска на усмотрение суда и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента дорожного хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, надлежаще судом извещался о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежаще судом извещался. В отзыве указал, что в состав объектов, передаваемых в собственность Вологодской области в соответствии с постановлением от 20.06.2011 года № 715 включена исключительно проезжая часть автодороги. Светофорные объекты в реестре муниципальной собственности Сокольского муниципального района не числятся.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья.
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а так же ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении закреплен в ст. 3 ФЗ « О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.12 вышеуказанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, среди прочих, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона (от 08.11.2007 N 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.5 ст.4 Устава города Сокол к вопросам местного значения города Сокол относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сокола, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что по договору о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования от 16.04.2008 г. КУМИ Сокольского муниципального района передал, а администрация города Сокол приняла в безвозмездное пользование автомобильные дороги общего пользования в границах поселения, среди которых имеется автомобильная дорога улиц Калинина, Советская. Переданное имущество являлось собственностью Сокольского муниципального района. Постановлением Правительства Вологодской области от 20.06.2011 №715 «О передаче в собственность области муниципального имущества Сокольского муниципального района, предназначенного для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» автомобильные дороги по ул. Калинина и ул.Советская от ул. Водников до путепровода, мостовой переход через р.Сухона, переданы в собственность Вологодской области, о чем составлен передаточный акт от 23.06.2011 года.
Как следует из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района, в собственность Вологодской области была передана исключительно только проезжая часть. В реестре муниципальной собственности Сокольского муниципального района светофорные объекты не значатся.
Согласно распоряжению ТУ Росимущества в Вологодской области от 10.06.2010 №97-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление Управления внутренних дел по Вологодской области» в собственность Вологодской области», светофорный объект по ул. Советская г. Сокол – съезд с моста передан в собственность Вологодской области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.08.2010 №992 «О передаче в муниципальную собственность города Сокола имущества Вологодской области, используемого для организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения» в муниципальную собственность г.Сокол передано среди прочего имущества и светофорный объект по ул. Советская г. Сокол – съезд с моста, о чем составлен передаточный акт от 07 сентября 2010 года. Перечень передаваемого имущества был согласован с администрацией г.Сокола, что подтверждается постановлением от 03.06.2010 №151.
Из предоставленных документов (протокола заседания городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 27.04.2011 №4, актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 14.06.2011 и 12.07.2011) усматривается, что светофорный объект г. Сокол по ул. Советская спуск с моста им.Зародова неисправен, требуется ремонт светофорных объектов.
Учитывая, что спорный светофорный объект был передан муниципальному образованию города Сокол в собственность в 2010 году, именно администрация должна обеспечить проведение ремонта указанного светофорного объекта, обеспечить проведение оценки технического состояния указанного светофорного объекта, в том числе и на предмет соответствия его требованиям безопасности. Указанные виды работ в соответствии со ст. 3 Закона (от 08.11.2007 N 257-ФЗ) относятся к дорожной деятельности.
Принимая во внимание, что администрацией г.Сокола составлена смета на модернизацию светофорного объекта, проведена проверка сметной документации с утверждением сметы, в связи с этим суд считает возможным установить срок проведения ремонтных работ до 10. 11.2011 года.
В связи с изложенным, требования прокурора о вменении ответчику обязанности по обеспечению безопасных условий для движения автотранспорта на участке ул. Советская спуск с моста им. Зародова, путем восстановления режима работы светофорного объекта подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию города Сокол обеспечить безопасные условия для движения автотранспорта на участке ул.Советская г.Сокол спуск с моста им.Зародова восстановив режим работы светофорного объекта в срок до 10 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года.
Судья Л.В. Гришеева
Справка.
Решение вступило в законную силу 25.10.2011 года.