Судья: Гардер Р.Н. Дело № 33-23413/21
(2-205/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 августа 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Бондаренко М.В.,
судей Пархоменко Г.В., Гончарова С.Ю.,
по докладу судьи Пархоменко Г.В.,
при помощнике Данилине Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. на решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Щербиновского района, действуя в интересах Апатова С.А., обратился в суд с иском к ГБУЗ «Щербиновская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Краснодарского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений.
В обоснование заявленных требований указано, что Апатов С.А. наблюдается в поликлиническом отделении ГБУЗ «Щербиновская центральная районная больница» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа, на инсулинотерапии. За <Дата ...> и <Дата ...> по месту жительства Апатову С.А. были выписаны рецепты: от <Дата ...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг таблетки <№...>; от <Дата ...> на получение лекарственного средства Компливит Кальций ДЗ 500мг+200М; от <Дата ...> на получение лекарственного средства Метформин 850мг (1 упаковка); от <Дата ...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг (1 упаковка); от <Дата ...> на получение расходных материалов к глюкометру Icheck: тест-полоски icheck ланцеты кодирующие (1 упаковка); от <Дата ...> на получение лекарственного средства Метформин 850мг. (1 упаковка), которые в настоящий момент находятся на отсроченном обеспечении. Невыполнение Министерством здравоохранения Краснодарского края возложенных на него обязанностей по обеспечению Апатова С.А. бесплатными необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав Апатова С.А. на бесплатную медицинскую помощь и создает реальную угрозу его жизни и здоровью.
Таким образом, истец проси суд признать бездействие государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Щербиновская центральная районная больница» и Министерства здравоохранения Краснодарского края в части необеспечения Апатова С.А. необходимыми для лечения лекарственными препаратами незаконным; возложить обязанность на Министерство здравоохранения Краснодарского края и государственное бюджетное учреждения здравоохранения «Щербиновская центральная районная больница» обеспечивать Апатова С.А. необходимыми для лечения лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Обжалуемым решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать бездействие Министерства здравоохранения Краснодарского края в части не обеспечения Апатова С.А. необходимыми для лечения лекарственными препаратами, в том числе Метформин 850мг таблетки, Компливит Кальций ДЗ 500мг+200М (таблетки жевательные апельсиновые), расходных материалов к глюкометру Icheck: тест-полоски icheck ланцеты кодирующие (1 упаковка), незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Апатова С.А. необходимыми лекарственными препаратами, в соответствии с медицинскими показаниями. В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение суда в части обеспечения Апатова С.А. необходимыми для лечения лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме и дозировке обратить к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылева Е.Л. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы указывает на то, суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал ненадлежащую правовую оценку собранным и исследованным по делу доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения …, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам жалобы.
Материалами дела установлено, что на основании обращения Таран Т.А. в прокуратуру Щербиновского района о нарушении прав на льготное обеспечение лекарственными средствами Апатова С.А., была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Апатов С.А. наблюдается в поликлиническом отделении ГБУЗ «Щербиновская центральная районная больница» с диагнозом: сахарный диабет, 2 типа, на инсулинотерапии.
Проверкой также установлено, что за <Дата ...> и <Дата ...> по месту жительства Апатову С.А. были выписаны рецепты: от <Дата ...> серия <№...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг таблетки <№...>; от <Дата ...> серия 03-20-47 <№...> на получение лекарственного средства Компливит Кальций ДЗ 500 мг+200 М (таблетки жевательные апельсиновые); от <Дата ...> серия 03-20-47 <№...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг (1 упаковка); от <Дата ...> серия <№...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг (1 упаковка); от <Дата ...> серия <№...> на получение расходных материалов к глюкометру Icheck: тест-полоски icheck ланцеты кодирующие (1 упаковка); от <Дата ...> сери <№...> на получение лекарственного средства Метформин 850 мг (1 упаковка), которые в настоящий момент находятся на отсроченном обеспечении.
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Судом первой инстанции верно указано, что исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 6.1, 6.2 Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами имеют определенные категории граждан, в том числе инвалиды.
В соответствии с п. 2.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства.
На основании ч. 1 ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» перечень лекарственных средств, которые отпускаются по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов: лечебного питания» установлено, что рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, выписываются самостоятельно лечащим врачом или врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждениями в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328, установлено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата.
Из материалов дела, в частности из отчета об обслуживании рецептов пациента Апатова С.А. за период с <Дата ...> по <Дата ...>, а также заявки на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания на 2021 год за счет средств Федерального бюджета от <Дата ...>., следует, что ГБУЗ «Щербиновской ЦРБ» М3 КК выполняются необходимые действия по обеспечению Апатова С.А. лекарственными препаратами, поскольку напротив каждой позиции списка указано, что рецепт заказан. На основании изложенного судом сделан верный вывод об отсутствии бездействия со стороны ГБУЗ «Щербиновской ЦРБ» М3 КК в части не обеспечения Апатова С.А. лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Пунктом 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 г. № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» установлено, что назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой, в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России.
В силу п.п. 3, 5, 14 ч.1 ст.16 ФЗ от 21.11.2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.
На основании п. 1.1 Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае
На Министерство здравоохранения Краснодарского края возложена обязанность по реализации программ развития здравое обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Таким образом, поскольку из-за бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края, выразившееся в необеспечении контроля за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень нарушаются права Апатова С.А. на получение необходимых медикаментов, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о признании бездействия Министерства здравоохранения Краснодарского края незаконным с возложением обязанности по устранению нарушений прав Апатова С.А.
Также судом первой инстанции сделан правомерный вывод об обращении решения суда к немедленному исполнению на основании ч. 1 ст. 212 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Бобылевой Е.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: