Дело № 2-1758/9/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Балахонова А.С. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в трудовой стаж и о перерасчете пенсии по старости,
установил:
Балахонов А.С. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее – ответчик, УПФ РФ в г. Петрозаводске РК) с требованием о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву, произвести перерасчет пенсии, так как в период с 21.10.1981 по 17.12.1983 он проходил военную службу по призыву в войсковой части на острове Новая Земля. Сразу после увольнения с военной службы истец был принят на работу в Кондопожском районе Республики Карелия. При обращении к ответчику за перерасчетом базового размера страховой части пенсии истцу было отказано.
Балахонов А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Он сообщил, что после службы в армии он в течение полутора месяцев устроился на работу. Служба в вооруженных силах была срочной.
Представитель УПФ РФ в г. Петрозаводске РК в судебном заседании не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Балахонов А.Н. является получателем трудовой пенсии по старости с 24.05.2018. При назначении пенсии служба истца в Вооруженных Силах СССР по призыву учтена ответчиком только в страховой стаж. В ноябре 2018 года истец обратился в УПФ РФ в г. Петрозаводске РК по вопросу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с тем, что он проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера.
Решением от 26.11.2018 №484963/18 ответчиком было отказано во включении истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды прохождения военной службы в войсковой части №, дислоцировавшейся в г. Белушья на острове Новая Земля Архангельской области, с 21.10.1981 по 17.12.1983.
Согласно военному билету истца Никонов Н.Н. проходил срочную военную службу в войсковой части № в период с 21.10.1981 по 17.12.1983.
Как следует из справки ФГКУ «Центральный архив» Министерства обороны Российской Федерации от 19.02.2015, войсковая часть №, входящая в состав войсковой части №, в период с 1981 года по 1993 год дислоцировалась в г. Белушья на острове Новая Земля.
Из трудовой книжки истца следует, что он проходил срочную военную службу с 21.10.1981 по 17.12.1983. После увольнения с военной службы с 08.02.1984 истец трудоустроился <данные изъяты>, расположенный в Кондопожском районе Республики Карелия (ранее – Карельской АСР).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как предусмотрено пунктами 7 и 11 статьи 14 названного закона, мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно положениям части 4 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца. В обоснование исковых требований сторона истца ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии. Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определении от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12..2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» имеется разъяснение о том, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования вышеназванных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или к приравненным к ним местностям применяется «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 (с последующими изменениями) (далее – Перечень). Перечнем предусмотрено, что Архангельская область в части района Новая Земля относится к районам Крайнего Севера (далее – РКС), Кондопожский район Республики Карелия относится к районам к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (МКС).
Принимая во внимание то, что истец трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего Севера (РКС), в силу вышеназванных норм период прохождения военной службы по призыву с 21.10.1981 по 17.12.1983 подлежит учету в стаж работы в РКС. Соответственно, у истца имеется право наперерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В этой связи суд считает, что имеются основания для того, чтобы обязать ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, истец обратился с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости к ответчику 30.10.2018. При таких обстоятельствах с учетом положений статьи 20 Закона о трудовых пенсиях и статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет трудовой пенсии, начиная с 01 ноября 2018 года.
Истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска. В соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Балахонова А.С. удовлетворить полностью.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Балахонову А.С. в стаж работы в районах Крайнего Севера период с 21.10.1981 по 17.12.1983 и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 01.11.2018.
Взыскать с государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 года.