Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень, 02 ноября 2015 года дело № 2-8820/2015
Центральный районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Ходжиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбуновой Е.В., , Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Правительство Тюменской области обратилось в суд с заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ на Правительство Тюменской области возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенного жилого помещения на территории г.Тюмени Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м. из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с Правительства Тюменской области взыскивается исполнительский сбор в сумме <данные изъяты> Однако Правительство Тюменской области не имело возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно в виду отсутствия на территории г.Тюмени Тюменской области готовых для заселения жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным судебным решением, в связи с чем полагает, что от уплаты исполнительского сбора Правительство Тюменской области должно быть освобождено.
Представитель заявителя Правительства Тюменской области Краснова С.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В., третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца Правительства Тюменской области суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области возбуждено исполнительное производство на основании решения Центрального районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению жилого помещения на территории г.Тюмени Тюменской области, должнику - Правительству Тюменской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней в отношении взыскателя ФИО5
Согласно ст. 428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ст. 105 данного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статья 112 Федерального закона устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> в отношении должника Правительства Тюменской области.
Как следует из заявления Правительства Тюменской области, оно не имело возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно в виду отсутствия на территории г.Тюмени Тюменской области, готовых для заселения жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным судебным решением. При размещении государственного заказа по заключению договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов Главным управлением строительства Тюменской области соблюдаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб». По информации Главного управления строительства Тюменской области на территории города Тюмени Тюменской области, в настоящее время ведется работа по закупке 130 жилых помещений После передачи жилых помещений в специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением помещений к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-рот и детей, оставшихся без попечения родителей», лиц из их числа в первоочередном порядке будет рассмотрен вопрос о распределении данных жилых помещений во исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда Тюменской области. Таким образом, Правительством Тюменской области приняты необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом доказательствами: информацией о закупках жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Тюменской области, государственным контрактом №-Ж.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе и с учетом установленных по делу обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности Правительства Тюменской области за нарушение обязательств, суд считает иск Правительства Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-199, 441 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбуновой Е.В., , Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Правительство Тюменской области от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.А. Жижин