Дело №
50RS0№-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года Подольский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой А.В., при секретаре Гуленко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории г.о.Подольск,
Установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск во включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением незаконным; обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. В обоснование иска указывает на то, что с с 1975г. он находился на полном государственном обеспечении в детских домах-интернатах, в последующем в психоневрологическом интернате. С 21.05.2001г. по настоящее время проживает в ГАСУСО «Климовский дом-интернат для престарелых инвалидов». До настоящего времени он не реализовал своего права на получение жилья. Так как в настоящее время он имеет регистрацию по адресу Климовского дома – интернат, намерен реализовать свое право на получение отдельного жилого помещения, в связи с чем вынужден обратиться с иском в суд.
Истец – ФИО2, его представитель ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Ответчик - Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск, представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Третье лицо – ГАСУСО «Климовский дом-интернат для престарелых инвалидов», представитель в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции РФ констатирует, что ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
ФИО2, родился ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>
<адрес>, отец- ФИО7, мать- ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ИК № (л.д.63).
Родители ФИО2 умерли в 1986г., что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.61-62).
Согласно справке ГКУЗ «Краснополянский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 находился в учреждении с 30.07.1975г. по 21.06.1977г., после переведен в Загорский детский дом (л.д.48).
Согласно справке ГБСУСО МО «Сергиево- Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Березка» от 19.04.2021г. №исх, ФИО2 находился в учреждении с октября 1989г. по 17.01.1991г. год, в учреждение прибыл из Краснополянского дома ребенка <адрес> (л.д.37).
Согласно справке ГБСУСО МО «Орехово-Зуевский психоневрологический интернат» от ДД.ММ.ГГГГ №.05-01.09-86, ФИО2 прибыл в учреждение из ГБСУСО МО «Сергиево- Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Березка» - 08.02.1991г. (л.д.36).
Согласно справке ГАСУСО «Климовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ №.6-4№б/н, ФИО2 проживает в учреждении с 21.05.2001г. по настоящее время (л.д.7).
ФИО2 с 31.05.2001г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, Г.о.Подольск, мкр. Климовск, <адрес>-б Дом-интернат (л.д.31).
Согласно распоряжению Министерства образования <адрес> от 20.05.2021г. №-Р, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14 лет, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, в связи с тем, что им не представлен документ, подтверждающий право на обеспечение жилым помещением (л.д.14-15).
Разрешая заявленные требования, суд исходил из следующих обстоятельств:
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».
В соответствии со статьей 8Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) указано, что суды обязаны выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Истец в судебном заседании пояснил, что до достижения им 23 – летнего возраста он не реализовал своего права на получения жилья, что также подтверждается письменными материалами дела.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на достижение им возраста 23 лет, жилым помещением он не обеспечивался.
В настоящее время ФИО2 проживает в ГА СУ СО «Климовский дом – интернат для престарелых и инвалидов», а также зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, Г.о.Подольск, мкр. Климовск, <адрес>-б.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Принимая во внимание положения Конституции Российской Федерации о социальном характере государства, суд считает, что отказ в удовлетворении исковых требований приведет к нарушению конституционных прав истца на жилище.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец относится к категории лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, и, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Законом, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению и признает ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес> Подольск, мкр. Климовск, <адрес>-б, лицом, относящимся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, не реализовавшим права на обеспечение жильем после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также возложить обязанность на Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск включить ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО2 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением удовлетворить.
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> Подольск, мкр. Климовск, <адрес>-б, лицом, относящимся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск о включении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> Подольск, мкр.Климовск, <адрес>-б, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным.
Возложить обязанность на Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> Подольск включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> Подольск, мкр.Климовск, <адрес>-б, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий А.В.Волкова