Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2093/2019 ~ М-1477/2019 от 29.04.2019

Дело № 2-2093/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Пулатовой З.И.

при секретаре Соколовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.П. к Псковской таможне о признании незаконным решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о невозможности замещения должностей,

УСТАНОВИЛ:

Васильев А.А. обратился в суд с иском к Псковской таможне о признании незаконным решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о невозможности замещения должностей, в обоснование указав, что 24.09.2018 уволен со службы в таможенных органах в связи с истечением срока контракта. После увольнения, 12.11.2018 заключил трудовые договоры с ООО «Псковская транспортно-логистическая группа» и ООО «Брабус Транс» (совместительство) по должности начальника отдела по организации грузоперевозок, сообщив работодателям о последнем месте службы. Указанные работодатели направили в Псковскую таможню уведомления о заключении с истцом трудовых договоров, представив соответствующие документы. По результатам рассмотрения данных документов комиссией Псковской таможни вынесены решения о том, что замещение истцом указанных должностей нарушает требования ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции, в связи с чем истец уволен из указанных организаций 12.02.2019. На основании трудового договора истец трудоустроен в ООО «Псковская недвижимость» на должность менеджера по работе с недвижимостью, о чем также уведомлен ответчик. По результатам рассмотрения обращения истца с его личным участием в заседании комиссии согласие на замещение указанной должности не дано, поскольку учредители ООО «Псковская транспортно-логистическая группа», ООО «Брабус Транс» и ООО «Псковская недвижимость» являются взаимосвязанными лицами.

Полагая решения комиссии незаконными и нарушающими его право на труд, поскольку осуществление трудовой деятельности в указанных организациях не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов, истец просил суд признать незаконными решения комиссии от 29.01.2019 и от 26.03.2019.

В судебном заседании истец и его представитель Васильева Н.Н. заявленные требования поддержали, дополнительно указав, что оспариваемое решение по должности начальника отдела по организации грузоперевозок в ООО «Псковская транспортно-логистическая группа» и ООО «Брабус Транс» без учета должностного регламента по ранее занимаемой должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Псковской таможни, поскольку в период исполнения истцом данных обязанностей принимаемые отделом решения, не относящиеся к категории обязательных, относились к таможенной стоимости товаров, а не принимались в отношении конкретных организаций. Выводы относительно ООО «Псковская недвижимость» противоречат фактическим обстоятельствам, так как отдельные функции государственного управления в отношении этой организации истцом не осуществлялись в период государственной службы, иные доводы, изложенные в протоколе, носят предположительный характер, основаны на не подлежащих применению к рассматриваемым вопросам ненормативных актах. Относительно предмета заявленных требований пояснили, что в случае признания судом оспариваемых решений незаконными истец намерен трудоустроиться в ООО «Псковская транспортно-логистическая группа» и ООО «Брабус Транс».

Представители ответчика Волкова Е.П., Задумкина Е.А., Шкурко Я.С. иск не признали, в возражение указав, что истец в период службы в Псковской таможне замещал должность, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

При принятии оспариваемого решения учитывалось, что в соответствии с должностной инструкцией начальника отдела контроля таможенной стоимости Псковской таможни в должностные обязанности Васильева А.П. входила организация, координация и контроль деятельности таможенных постов по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС; организация осуществления должностными лицами анализа динамики и тенденций экспортно-импортных потоков, данных зеркальной статистики, мониторинга данных о стоимости отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, в выявления случаев возможного нарушения права ЕАЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле. Согласно письму ООО «Брабус Транс» от 07.12.2018 в должностные обязанности начальника отдела по организации грузоперевозок, на которую принят истец, взаимодействие с таможенными органами не входит, в соответствии с должностной инструкцией начальника отдела по организации перевозок ООО «Псковская Транспортно-Логистическая Группа» в должностные обязанности истца входит контроль исполнения заказов грузовладельцев по перевозкам; выполнения работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов; руководство разработкой и контроль внедрения мероприятий по ликвидации и предупреждению несохранности грузов при перевозках, погрузке, выгрузке, сортировке и хранении; ведение переговоров по заключению договоров перевозки.

Отделом по противодействию коррупции и оперативно-розыскным отделом Псковской таможни подтверждено наличие близких отношений между А.П. Васильевым и учредителем ООО «Псковская недвижимость» Загоруем А.Н., который является учредителем ООО «Псковская Недвижимость», ООО «Брабус Транс», ООО «Псковская Транспортно-Логистическая Группа». Членам комиссии предоставлена информация о том, что после отказа Псковской таможней Васильеву А.П. истец трудоустроен в ООО «Псковская Недвижимость» на должность менеджера по продаже недвижимости, однако фактически сделок с недвижимостью он не осуществлял, числился формально, а продолжал оказывать логистические услуги, услуги по определению стоимости товаров участникам внешнеэкономической деятельности.

Представитель третьих лиц ООО «Псковская транспортно-логистическая группа», ООО «Брабус Транс» Григорьев В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12 указанного Федерального закона работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из указанных нормативных требований, определяющих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан ранее проходивших службу в государственных органах на должностях входящих в Перечень определенный Указом Президента Российской Федерации от 21.07. 2010 № 825 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.

В соответствии с п. 26.1 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «д» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, одно из следующих решений: дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.

Судом установлено, что с 12.04.2002 истец замещал должности начальника отдела таможенной стоимости Псковской таможни, начальника Себежского таможенного поста; уволен 24.09.2018 в связи с истечением срока контракта (л.д. 40-47).

В соответствии с п.п. 36,85 должностной инструкции начальника отдела контроля таможенной стоимости Псковской таможни в его обязанности входит: организовывать, координировать и контролировать деятельность таможенных постов по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС; осуществлять мониторинг и анализ соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности и физическими лицами, а также таможенными постами права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, международных договоров Российской Федерации в отношении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС (л.д. 48-62).

Из должностной инструкции начальника Себежского таможенного поста Псковской таможни следует, что в обязанности указанного должностного лица входит: организовывать, координировать и контролировать проведение таможенного контроля, применение форм таможенного контроля в соответствии с установленными требованиями в целях соблюдения норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле; организовывать и контролировать соблюдение установленных нормами права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий, сроков, порядка выпуска товаров; организовывать и контролировать соблюдение установленных нормами права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий, сроков, требований при помещении товаров под таможенные процедуры, применении таможенных процедур, совершении таможенных процедур; организовывать и контролировать соблюдение установленных нормами права Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле при отборе проб и образцов товаров, принятие мер в целях проведения таможенной экспертизы, соблюдения прав декларанта, иного лица; осуществлять контроль деятельности должностных лиц таможенного поста (л.д. 63-87).

В Псковскую таможню 16.11.2018 от ООО «Транспортно-логистическая группа», ООО «БРАБУС ТРАНС» поступили сведения о заключении трудовых договоров с Васильевым А.П., согласно которым истец принят в ООО на должность начальника по организации грузоперевозок.

Из должностных инструкций, представленных работодателями, следует, что в должностные обязанности начальника по организации грузоперевозок входит обеспечение выполнения установленных плановых заданий по перевозкам грузов при рациональном и эффективном использовании подвижного состава и соблюдении требований безопасности дорожного движения, руководство разработкой и внедрением технологий и методов перевозок, контролирование исполнения заказов грузовладельцев по перевозкам, анализ выполнения заказов грузовладельцев по перевозкам, контролирование выполнения работ по погрузке, выгрузке и централизованной перевозке грузов, руководство разработкой и контролирование мероприятий по ликвидации и предупреждению не сохранности грузов при перевозках, участие в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности работы подвижного состава, качества обслуживания клиентуры, организация своевременного и качественного оформления установленных форм учета и отчетности по перевозкам, разработка программы расширения комплекса оказываемых услуг, обеспечение сочетания экономических и административных методов руководства (л.д. 10,11- 12, 16-19, 25, 26-28, 31-34).

Псковской таможней 29.01.2019 в адрес работодателей направлены сведения о рассмотрении уведомлений, согласно которым Комиссией принято решение о том, что замещение истцом указанных должностей в ООО нарушает требования ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (л.д. 20, 35).

По указанным основаниям трудовые договоры, заключенные с истцом, расторгнуты 12.02.2019 (л.д. 24, 37).

Из протокола заедания комиссии Псковской таможни по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов от 29.01.2019 следует, что основным видом деятельности ООО «Брабус Транс», ООО «Псковская Транспортно-логистическая группа» является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

По информации, полученной из отдела контроля за таможенным транзитом, ООО «Брабус Транс» перемещало товары через таможенные посты МАПП Куничина Гора, МАПП Убылинка, МАПП Шумилкино, МАПП Бурачки.

ООО «Псковская Транспортно-логистическая группа» является участником ВЭД, осуществляющим международные перевозки, выступая в качестве декларанта, также осуществляло перевозки через перечисленные таможенные посты (л.д. 149-169).

Кроме того, 18.02.2019 ООО «Псковская недвижимость», директором которого является Н.И. Загоруй, в Псковскую таможню направлено уведомление о заключении трудового договора с Васильевым А.П., по условиями которого он принят в ООО на должность менеджера по работе с недвижимостью Отдела по работе с недвижимостью (л.д. 117, 118- 120).

Из представленной должностной инструкции следует, что в должностные обязанности менеджера по работе с недвижимостью входит ведение работы по исполнению арендаторами действующих договоров аренды, ведение работы по передаче арендаторам документов, ведение работы по передаче оформленных документов в бухгалтерию, ведение работы по контролю перемещения ключей по всем объектам предприятия, ведение работы по оформлению документов по страховым случаям, оформление рекламных объявлений, ведение работы по исполнению договоров аренды, ведение работы по делопроизводству, выполнение разовых поручений начальника отдела (л.д. 121-122).

По результатам рассмотрения уведомления комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов не дала согласия на замещение Васильевым А.П. указанной должности в ООО «Псковская недвижимость» (л.д. 124).

Так как членом комиссии подтверждено наличие близких отношений между Васильевым А.П. и Загоруем А.Н., который является отцом директора ООО «Псковская недвижимость», комиссия пришла к выводу о том, что заключение трудового договора с Васильевым А.П. нарушает требования ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (л.д. 170-180).

В соответствии с п. 19 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, направленных письмом Минтруда России от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943, в ходе подготовки мотивированного заключения Комиссии рекомендуется проанализировать функции государственного, муниципального (административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, по каким вопросам деятельности данной организации были приняты решения государственным (муниципальным) служащим.

Круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, не может играть определяющую роль при принятии решения о даче согласия на трудоустройство в силу того, что круг трудовых обязанностей может быть изменен и необходимость повторного получения согласия комиссии в такой ситуации отсутствует. В этой связи особое внимание необходимо уделять связям гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего с организацией (имущественным, корпоративным или иным отношениям), с которой он заключает трудовой (гражданско-правовой) договор, учитывая возможность получения необоснованных выгод и преимуществ в качестве компенсации за решения, принятые им в отношении данной организации в период прохождения государственной (муниципальной) службы.

Письмом Минтруда России от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146 дается разъяснение наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями доходов или выгод. Должностное лицо, его близкие родственники и свойственники могут поддерживать близкие отношения с ними родственниками (свойственниками), со своей бывшей супругой другом), школьными друзьями, однокурсниками, коллегами по службе (работе), в том числе с бывшими, соседями и иными лицами. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер. Признаками таких отношений могут являться совместное проживание, наличие регистрационного учета по одному месту жительства, ведение общего хозяйства, наличие общих внебрачных детей, участие в расходах другого лица, оплата долгов, отдыха, лечения, развлечений другого лица, регулярное совместное проведение досуга, дарение ценного имущества, иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что жизнь, здоровье и благополучие близкого человека дороги соответствующему должностному лицу в силу сложившихся обстоятельств.

Из справок, представленных и.о. заместителя начальника Псковской таможни, при рассмотрении комиссией вопроса о возможности заключения трудовых договоров с Васильевым А.П. 18.01.2019 и 04.03.2019 следует, что на протяжении нескольких лет Васильев А.П. поддерживает дружеские отношения с Загоруем А.Н.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, так как при рассмотрении уведомлений коммерческих организаций бывшим работодателем обоснованно сделан вывод об отсутствии возможности трудоустройства истца в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с организацией грузоперевозок через таможенные терминалы.

Отсутствие конкретных фактов, препятствующих замещению истцом должности в ООО «Псковская транспортно-логистическая группа», ООО «Брабус Транс», не является основанием для признания решения комиссии незаконным, поскольку согласие комиссии необходимо получить не только в целях выявления имевшего место конфликта интересов, но и с целью его предотвращения.

Кроме того, так как оперативным отделом Псковской таможни установлены близкие связи истца и Загоруя А.Н. (сына директора ООО «Псковская недвижимость»), которому предоставляются логистические услуги по перемещению товаров народного потребления, фактически Васильев А.П. не исполняет трудовые обязанности, закрепленные должностной инструкцией ООО «Псковская недвижимость», с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», у ответчика обоснованно не имелось оснований для дачи согласия на замещение Васильевым А.П. должности в коммерческой организации.

Указание истца на нарушение его конституционного права на труд подлежит отклонению, поскольку часть 3 статьи 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое положение гражданского служащего установлено Федеральным законом от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в силу его статуса на него наложены определенные запреты, что не препятствует гражданину реализовать свое право на труд в иных организациях, в отношении которых бывший государственный служащий не осуществлял функции по государственному управлению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Васильеву А.П. в удовлетворении иска к Псковской таможне о признании незаконным решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о невозможности замещения должностей отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья З.И. Пулатова

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2019.

2-2093/2019 ~ М-1477/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Алексей Павлович
Ответчики
Псковская таможня
Другие
ООО "Псковская Транспортно-Логистическая Группа"
ООО "Брабус Транс"
Васильева Наталья Николаевна
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Пулатова Зарина Ибрагимовна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
29.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2019Судебное заседание
05.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2019Дело оформлено
06.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее