Дело № 2-868/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,
при секретаре – Мирюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Украинского сельского совета об обязании привести состояние проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района Амурской области обратился с настоящим иском в суд в их обоснование указал, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания безопасных условий для перевозки детей по школьным маршрутам, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст. 41 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Кроме того, согласно ст.ст. 17, 40, 45, 55 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизнедеятельности. Помимо этого, согласно статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и одной из её целей является, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей основывается, в том числе на -принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения уровня поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Следовательно, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность дорожного движения несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования, и сохранить им жизнь и здоровье на участках дорог. При этом, указанные полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения в границах поселений являются расходными обязательствами муниципальных образований. В целях единообразия и реализации положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены единые правила применения технических средств организации дорожного движения: ГОСТы. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что по состоянию на 18.08.2016 в нарушение вышеназванных требований - на школьном маршруте, используемом для подвоза детей в образовательные организации Новоохочье -Украинка-Поляна-Серышево на протяжении всей проезжей части дороги, расположенной в с. Украинка, ул. Советская имеются многочисленные выбоины, превышающие размеры, предусмотренные пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию; автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной заросла травой, не обкошена. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокурором Серышевского района 25.08.2016 внесено представление на имя главы администрации Украинского сельсовета за исх. № 3743. Согласно ответа №191 от 16.09.2016 представленного главой Украинского сельсовета на представление прокурора района автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной обкошена. В виду отсутствия дорожного фонда в 2015 году, денежные средства на ремонт проезжей части по ул. Советская в с. Украинка, отсутствуют. Кроме того, факты нарушений требований закона продолжают иметь место и в настоящее время, что подтверждаются в информации № 46/6-641 от 29.09.2016 от, представленной в прокуратуру Серышевского района врио начальника ОМВД России по Серышевскому району. Игнорирование вышеуказанных требований законов и непринятие мер по созданию условий безопасности дорожного движения несовершеннолетних свидетельствуют о бездействии администрации Украинского сельсовета и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, не только, проживающих на территории Украинского сельсовета. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, из материалов, прилагаемых к данному заявлению следует, что данное исковое заявление обусловлено особым общественным значением поставленного вопроса, а также тем, что его разрешение затрагивает значительно число несовершеннолетних граждан, обладающих правом пользования и перемещения по автомобильным дорогам местного; значения в границах населенного пункта поселения, персонифицировать н привлечь данных граждан к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. Следовательно, защита прав отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних, в таких условиях приобретает публичный интерес, что в соответствии с положениями ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору Серышевского района на обращение в суд с данным иском. На основании вышеизложенное, руководствуясь ст. 23, 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, просил обязать администрацию Украинского сельсовета в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения привести состояние проезжей части дороги по ул. Советская в с. Украинка, в соответствии с п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию».
Помощник прокурора Серышевского района Слободина Т.Н. в судебном заседании, поддержала доводы искового заявления, просила суд удовлетворить требования прокурора Серышевского района в полном объеме.
Ответчик глава администрации Сосновского сельсовета Серышевского района Панченко В.Н. признала заявленные исковые требования и не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица ОМВД России по Серышевскому району Швец А.И. поддержал заявленные требования.
Третьи лица МАОУ СОШ № 1 пгт. Серышево имени С.Бондарева и Структурное подразделение филиал СОШ с. Украинка, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог, правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения уровня поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Владельцем автомобильных дорог расположенных в границах населенных пунктов соответствующего муниципального образования являться местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу ч. 3 ст. 15 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со 2 названного закона, обеспечение безопасности дорожного движения — это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из указанных выше норм права следует, что ответчик является муниципальным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог муниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает разработанные проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог местного значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено, что по состоянию на 18.08.2016 в нарушение вышеназванных требований - на школьном маршруте, используемом для подвоза детей в образовательные организации Новоохочье -Украинка-Поляна-Серышево на протяжении всей проезжей части дороги, расположенной в с. Украинка, ул. Советская имеются многочисленные выбоины, превышающие размеры, предусмотренные пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию; автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной заросла травой, не обкошена.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокурором Серышевского района 25.08.2016 внесено представление на имя главы администрации Украинского сельсовета за исх. № 3743.
Согласно ответа №191 от 16.09.2016 представленного главой Украинского сельсовета на представление прокурора района автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной обкошена. В виду отсутствия дорожного фонда в 2015 году, денежные средства на ремонт проезжей части по ул. Советская в с. Украинка, отсутствуют.
В целях единообразия и реализации положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены единые правила применения технических средств организации дорожного движения: ГОСТы.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с п.4.6. ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 N 295-ст, не допускается эксплуатация искусственных неровностей с отсутствующими отдельными элементами и выступающими или открытыми элементами крепежа.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания безопасных условий для перевозки детей по школьным маршрутам.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 18.08.2016 в нарушение вышеназванных требований - на школьном маршруте, используемом для подвоза детей в образовательные организации Новоохочье -Украинка-Поляна-Серышево на протяжении всей проезжей части дороги, расположенной в с. Украинка, ул. Советская имеются многочисленные выбоины, превышающие размеры, предусмотренные пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию; автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной заросла травой, не обкошена.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокурором Серышевского района 25.08.2016 внесено представление на имя главы администрации Украинского сельсовета за исх. № 3743.
Согласно ответа №191 от 16.09.2016 представленного главой Украинского сельсовета на представление прокурора района автобусная остановка, расположенная в с. Новоохочье по улице Центральной обкошена. В виду отсутствия дорожного фонда в 2015 году, денежные средства на ремонт проезжей части по ул. Советская в с. Украинка, отсутствуют.
Кроме того, факты нарушений требований закона продолжают иметь место и в настоящее время, что подтверждаются в информации № 46/6-641 от 29.09.2016 от, представленной в прокуратуру Серышевского района врио начальника ОМВД России по Серышевскому району.
Игнорирование вышеуказанных требований законов и непринятие мер по созданию условий безопасности дорожного движения несовершеннолетних свидетельствуют о бездействии администрации Украинского сельсовета и ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, не только, проживающих на территории Украинского сельсовета.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Украинского сельского совета об обязании привести состояние проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов РФ, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает значительное число граждан, пользующихся автомобильными дорогами местного значения в границах населенного пункта поселения, персонифицировать и привлечь которых к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. В связи с чем, защита прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в таких условиях приобретает публичный интерес, и обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурором Серышевского района является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Украинского сельского совета об обязании привести состояние проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов РФ.
Обязать администрацию Украинского сельсовета в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения привести состояние проезжей части дороги по ул. Советская в с. Украинка, в соответствии с п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 05 декабря 2016 года.
Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко