П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
4 июня 2015 года город Рязань
Рязанский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Воробьева А.А., при секретаре – Жихоревой С.И., с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора Рязанского гарнизона майора юстиции Пяткова В.Н., подсудимого – Шурундина А.В., его защитника – адвоката Ермолаева М.В., представившего удостоверение № и ордер № от 19 мая 2015 года, потерпевшего – Потерпевший., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, в присутствии личного состава уголовное дело в отношении военнослужащего по призыву войсковой части 00000 рядового
Шурундина А.В., <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Рядовой Шурундин и рядовой Потерпевший проходили военную службу по призыву в войсковой части 00000 и между собой в отношениях подчиненности не состояли.
6 марта 2015 года около 22 часов 10 минут, после отбоя личного состава в спальном расположении <рота> войсковой части 00000, Шурундин будучи недовольным отказом Потерпевший выполнить его требовании незамедлительно прибыть к дежурному по роте для заполнения документации, в нарушение требований ст.ст. 16, 19, 67, 161 Устава внутренней службы ВС РФ и ст. 3 Дисциплинарного устава ВС РФ, обязывающих военнослужащих уважать честь и достоинство каждого, не допускать грубости в отношении других военнослужащих, нанес Потерпевший один удар кулаком руки, в которой находились ключи, в лобную часть головы.
Указанными действиями рядового Шурундина Потерпевший были причинены повреждения в виде ссадин, не причинившие вреда здоровью Потерпевший.
Подсудимый Шурундин свою вину в совершении инкриминируемого ему деяния признал полностью, и дал показания, соответствующие описательной части приговора. При этом он также пояснил, что 6 марта 2015 года, в 22 часа 10 минут дежурный по роте ФИО1 попросил его разбудить кого-нибудь из сослуживцев для оказания тому помощи в заполнении ротной документации. Он разбудил Потерпевший и сказал, что тому необходимо помочь ФИО1 в заполнении книг. Потерпевший ответил отказом. После этого он, разозлившись на это, нанес Потерпевший один удар в область лба кулаком правой руки, в которой была зажата связка ключей. Нанесенным ударом он причинил Потерпевший царапины в области лба.
Помимо полного признания подсудимым своей вины, его виновность в совершении инкриминируемого ему деяния установлена и подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Потерпевший Потерпевший показал в суде, что действительно 6 марта 2015 года после отбоя, около 22 часов 10 минут он находился в своей кровати. В это время к нему подошел Шурундин и потребовал, чтобы он встал с кровати и направился к дежурному по роте ФИО1 для оказания помощи в заполнении ротной документации. Он отказался это делать. После этого Шурундин подошел к ФИО2, и потребовал, чтобы тот встал и пошел к дежурному по роте. Что ответил ФИО2, он не слышал. Сразу после этого Шурундин вновь подошел к нему и потребовал встать с кровати и идти за ним, на что он повторно ответил отказом. Шурундин, будучи недовольным его отказом, нанес ему один удар кулаком правой руки, в которую были вложены ключи от кладовой комнаты. Указанными действиями Шурундина ему были причинены повреждения в виде ссадин.
Из оглашенных в суде показаний свидетеля ФИО1, данных им на предварительном следствии видно, что 6 марта 2015 года в 22 часа 10 минут он попросил Шурундина разбудить кого-нибудь из «писарей» роты, чтобы те помогли заполнить ротную документацию. Через некоторое время к нему подошел Потерпевший и они вместе направились в комнату досуга для заполнения ротной документации. Также он обратил внимание, что в правой части лба у Потерпевший было покраснение, которого при проведении вечерней поверки не было. На вопрос, откуда у него появилась ссадина, Потерпевший ответил, что ударился о металлический крюк в «сушилке», когда ставил свою обувь.
Из оглашенных в суде показаний свидетеля ФИО2 данных им на предварительном следствии видно, что 6 марта 2015 года после отбоя, около 22 часов 10 минут его разбудил Шурундин и потребовал, чтобы он встал с кровати и направился к дежурному по роте ФИО1 для оказания тому помощи в заполнении ротной документации. Он отказался выполнить требование Шурундина, поскольку очень устал после наряда и хотел спать. После этого Шурундин от него отошел и он уснул. На следующий день в личной беседе Потерпевший сообщил ему, что Шурундин, недовольный его отказом идти помогать дежурному по роте после отбоя, нанес Потерпевший один удар кулаком правой руки с зажатыми в ней ключами в область лба.
Из оглашенных в суде показаний свидетеля ФИО3 данных им на предварительном следствии видно, что 7 марта 2015 года в присутствии сотрудников военной прокуратуры Рязанского гарнизона был произведен телесный осмотр военнослужащих <рота>, по результатам которого из строя был выведен рядовой Потерпевший, у которого была ссадина на лбу. На следующий день в личной беседе Шурундин сообщил ему, что после отбоя 6 марта 2015 года он подошел к Потерпевший с просьбой оказать помощь дежурному по роте ФИО1 заполнить ротную документацию. Потерпевший его просьбу выполнять отказался. Тогда, Шурундин нанес ему один удар кулаком правой руки с зажатыми в ней ключами в область лба и причинил тому телесные повреждения в виде ссадин.
Из протокола проверки показаний на месте от 18 марта 2015 года с участием подозреваемого Шурундина усматривается, что Шурундин показал, где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах он наносил Потерпевший один удар кулаком правой руки с зажатыми в ней ключами в область лба.
Из протокола проверки показаний на месте от 17 марта 2015 года с участием потерпевшего Потерпевший усматривается, что Потерпевший показал, где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах Шурундин нанес ему один удар кулаком правой руки с зажатыми в ней ключами в область лба.
Из протокола выемки от 17 марта 2015 года с участием подозреваемого Шурундина следует, что он добровольно выдал связку из двух ключей на цепочке.
Согласно протоколу осмотра и постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, была осмотрена и приобщена к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства: связка из двух ключей на цепочке.
Из сообщения начальника филиала <данные изъяты> 7 марта 2015 года в филиал на амбулаторное лечение поступил рядовой Потерпевший с диагнозом: ссадины лобной и височной областей справа. Со слов больного его 6 марта 2015 года ударил рядовой Шурундин.
Согласно заключению эксперта № от 23.03.2015 года при освидетельствовании 07.03.2015 года у Потерпевший выявлены: четыре ссадины размерами 1,0х0,1 см, 0,2х0,2 см, 0,5х0,1 см и 0,6х0,1 см в правой височной области; одна ссадина размерами 2,0х0,5 см в правой височной области.
Выявленные у Потерпевший повреждения возникли в результате воздействия тупым твердым предметом (предметами). Размеры ссадин указывают на ограниченный характер травмирующей поверхности тупого твердого предмета (предметов). Локализация ссадин свидетельствует о преимущественном направлении травмирующей силы при их образовании спереди назад. Наличие «геморрагических корочек» указывает на образование ссадин не менее за 12 часов к моменту освидетельствования. Имевшиеся у Потерпевший повреждения, как в отдельности, так и в совокупности, не повлекли за собой кратковременно расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью.
Оценивая заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами, суд признает его научно-обоснованным и кладет основу приговора.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 00000 № от 26 декабря 2014 года рядовой Шурундин был зачислен в списки личного состава части.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 00000 № от 13 января 2015 года, рядовой Шурундин был назначен на воинскую должность <должность>.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 00000 № от 19 декабря 2014 года рядовой Потерпевший был зачислен в списки личного состава части.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 00000 № от 12 января 2015 года, рядовой Потерпевший был назначен на воинскую должность <должность>.
Заключением военно-врачебной комиссии Шурундин по состоянию здоровья признан здоровым и годным к военной службе.
Органами предварительного следствия действия Шурундина квалифицированы по ч. 1 ст. 335 УК РФ как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства и сопряженное с насилием. Однако применительно к статье 335 УК РФ унижение чести и достоинства потерпевшего является средством (способом) достижения цели, лицом, совершающим данное преступление, (например, подчинения своей воли сослуживцев, обеспечение привилегированного положения в коллективе, облегченных условий службы и т.д.). Вместе с тем каких-либо доказательств, того, что Шурундин в процессе нарушения им уставных правил взаимоотношений между военнослужащими унижал честь и достоинство потерпевшего не представлено. Государственный обвинитель также просил исключить из обвинения предъявленного Шурундину этот квалифицирующий признак. В связи с этим суд исключает из обвинения Шурундина квалифицирующий признак, предусмотренный ст. 335 УК РФ - «унижение чести и достоинства потерпевшего».
Таким образом, действия Шурундина, связанные с нанесением удара Потерпевший 6 марта 2015 года, суд квалифицирует как нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, сопряженные с насилием над потерпевшим, то есть как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 335 УК РФ.
При назначении наказания Шурундину суд учитывает, <данные изъяты>, до призыва на военную службу занимался общественно-полезным трудом, во время обучения в профессиональном училище характеризовался в целом с посредственной стороны.
Судом также учитывается, что Шурундин по военной службе характеризуется положительно, в содеянном раскаялся и принес извинения потерпевшему.
С учетом изложенных обстоятельств, характера и степени общественной опасности преступления, а также личности подсудимого, суд считает, что его исправление возможно без отбывания наказания и с применением ст.73 УК РФ находит возможным, назначить ему наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно.
В соответствии с п. 9 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Великой Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания. Согласно п. 12 этого же Постановления Государственная Дума постановила снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1-4 и 7-9 настоящего Постановления.
Согласно ст. 302 УПК РФ, в случае, если к моменту вынесения приговора издан акт об амнистии, освобождающий от применения наказания, назначенного осужденному данным приговором, обвинительный приговор постановляется с назначением наказания и освобождением от его отбывания.
Таким образом, поскольку настоящим приговором установлена вина Шурундина в совершении преступления 6 марта 2015 года, то есть до объявления амнистии в связи с 70-летием Великой Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, принятой постановлением Государственной Думы № 6576-6 ГД 24 апреля 2015 года, по делу следует постановить обвинительный приговор с освобождением осужденного от отбывания наказания, сняв с него судимость.
По окончании предварительного следствия Шурундин заявлял ходатайство о проведении судебного заседания в особом порядке. Однако государственный обвинитель возражал против рассмотрения дела в особом порядке, и дело было назначено для рассмотрения в общем порядке. Поскольку при рассмотрении уголовного дела в особом порядке процессуальные издержки в соответствии с ч.10 ст.316 УПК РФ с осужденного не взыскиваются, и рассмотрение уголовного дела в общем порядке было проведено по причинам, которые не зависят от подсудимого, и с его стороны условия, необходимые для рассмотрения дела в особом порядке, были соблюдены, суд считает возможным освободить подсудимого от процессуальных издержек, и процессуальные издержки по настоящему делу, состоящие из оплаты услуг адвоката по назначению на предварительном следствии в размере <данные изъяты> рублей возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 308 и 309 УПК РФ, военный суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Шурундина А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде содержание в дисциплинарной воинской части сроком на 6 (шесть) месяцев.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Шурундину А.В. наказание считать условным с испытательным сроком в 5 (пять) месяцев, в течение которого условно осужденный Шурундин А.В. должен своим поведением доказать свое исправление.
В соответствии со ст. 84 УК РФ, на основании п. 9 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Великой Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» Шурундина А.В. от назначенного наказания освободить, сняв с него судимость.
Процессуальные издержки по настоящему уголовному делу состоящие из оплаты услуг адвоката в ходе предварительного следствия в размере <данные изъяты> рублей – возместить за счет средств федерального бюджета.
По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства:
- <данные изъяты> – возвратить Шурундину А.В.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Рязанский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Судья Рязанского гарнизонного
военного суда А.А. ВОРОБЬЕВ