Решение по делу № 2-3807/2015 от 03.08.2015

Дело № 2-3807/2015                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2015 года

Дзержинский районный суд города Перми

в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.,

при секретаре Рау К.С.,

с участием представителя заявителя Малышева А.В. по доверенности,

представителя заинтересованного лица Крохалевой Е.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Васильева А. А. на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости

У С Т А Н О В И Л:

    Васильев А.А. обратился в суд с жалобой на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения по Адрес. В обоснование заявленных требований указал, что Дата внесены запись о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «...», он является единственным участником Общества. Дата. общество заключило договор купли-продажи объекта муниципальной собственности с рассрочкой платежа, на основании которого приобрело в собственность встроенно-пристроенное нежилое помещение общей площадью ... кв.м., расположенное по Адрес. Дата. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в регистрации за ним, как единственным участником общества, права собственности на нежилое помещение по Адрес после ликвидации ООО «...» противоречит требованиям ст.63 ГК РФ, ст.58 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В судебное заседание заявитель не явился, извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании доводы жалобы не признал, пояснил, что государственная регистрация права производится на основании документов, устанавливающих наличие возникновения, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, вместе с тем, основанием для государственной регистрации права являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие возникновения права. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ нельзя приравнять к процедуре ликвидации, предусмотренной норами ГК РФ. Положения ст.63 ГК РФ определяют судьбу имущества юридического лица при ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ГК РФ, соответственно, законодателем определены разные процедуры прекращения деятельности юридических лиц. Учитывая, что прекращение деятельности ООО «...» проходило в силу решения регистрирующего органа, а не в порядке ликвидации, предусмотренном ГК РФ, провести государственную регистрацию на имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве собственности за учредителем в силу ст.63 ГК РФ не представляется возможным. Каких-либо иных документов, подтверждающих возникновение права собственности заявителя на указанное имущество в порядке ст.17 Закона о регистрации, ст.8 ГК РФ представлено не было.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Дата. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении недействующего юридического лица – ООО «...», единственным участником которого являлся Васильев А.А., из ЕГРЮЛ. Право собственности на встроенно-пристроенное помещение по Адрес зарегистрировано за ООО «...»..

Дата. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Васильеву А.А. отказано в регистрации права собственности на нежилое помещение по Адрес по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации, в случаях, если обязанность по представлению документов возложена на заявителя (абз.10 п.1 ст.20 Закона).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Статьей 10 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии со ст.21.1 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии со ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией (ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").

Учитывая изложенное, суд считает, что при решении регистрирующим органом вопроса о регистрации права собственности учредителя юридического лица на имущество юридического лица после его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, положения ст.63 ГК РФ применению не подлежат, указанные заявителем обстоятельства сами по себе основанием для регистрации за ним права собственности на имущество юридического лица не являются.

Кроме того, положения ст.63 ГК РФ регулируют порядок передачи имущества ликвидируемого общества учредителю до исключения из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, тогда как в данном случае заявитель ставит вопрос о регистрации за ним права собственности на имущество юридического лица после исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Указанный в пункте 1 статьи 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ перечень документов, являющихся основанием для регистрации права является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из анализа пункта 1 статьи 17 во взаимосвязи со статьей 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что государственная регистрация не подменяет собой гражданско-правовое основание, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права и призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающего документа.

Принимая во внимание требования закона, суд считает, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не имелось правовых оснований для регистрации права собственности заявителя на имущество юридического лица после его исключения из единого государственного реестра юридических лиц, поскольку каких-либо документов, подтверждающих переход к единственному участнику ООО «...» - Васильеву А.А. права на имущество общества в Управление представлено не было.

Таким образом, поскольку заявителем не был представлен документ, необходимый в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации (ст.17 Закона) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в соответствии с п.1 ст.20 указанного Закона отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости после исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, принимая во внимание требования закона и фактические обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, при этом заявитель вправе разрешить вопрос о порядке передаче ему, как единственному участнику общества принадлежащего обществу имущества после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ посредством предъявления соответствующих требований, с учетом положений ст.ст.8, 12 ГК РФ.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Васильеву А. А. на решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение по Адрес отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

...

Судья                                      И.В. Юрченко

2-3807/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев А.А.
Другие
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
03.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2015Передача материалов судье
05.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2015Предварительное судебное заседание
26.08.2015Предварительное судебное заседание
04.09.2015Судебное заседание
07.09.2015Судебное заседание
14.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2015Дело оформлено
14.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее