УИД: 77RS0003-02-2021-002222-12
Дело № 2а-186/21
Решение
Именем Российской Федерации
г. Москва 13 апреля 2021 года
Бутырский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Лукашина И.А.,
при секретаре судебного заседания Эйвазовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-186/21 по административному иску ИФНС по г. Солнечногорску Московской области к Махортову А.В. о взыскании земельного налога, а также пеней,
установил:
26.01.2021 (согласно почтовому штампу) ИФНС по г. Солнечногорску Московской области обратилась в суд с административным иском к Махортову А.В. о взыскании задолженности по оплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов в размере 12 348 руб., а также пеней за просрочку уплаты такого налога в размере 123,16 руб. за 2016 и 2017 года, а всего в размере 12 471,16 руб., ссылаясь на то, что последний вопреки направленному требованию об уплате такого налога и пеней, такие обязательства не исполнил за 2016 и 2017 года в отношении принадлежащего ему земельного участка № … , расположенного по адресу: … .
Административный истец ИФНС по г. Солнечногорску Московской области в судебное заседание представителя не направило, извещено.
Административный ответчик Махортов А.В. в судебном заседании возражал против заявленных административных исковых требований и пояснил, что земельный участок с кадастровым номером …. значится за ним и никогда на иное лицо не переоформлялся. Ранее в своих возражениях указывал на то, что с …. состоял в браке с Молчановой М.В., на имя которой в 2016 и 2017 годах от ИФНС по г. Солнечногорску Московской области поступили налоговые уведомления и Молчанова М.В. за 2016 год оплатила налог в размере 6 174 руб., а за 2017 год в размере 6 174 руб., при этом в своем письме № 05-34/00232 от 24.02.2021 административный истец указывал на то, что упомянутый участок значится за Молчановой М.В., что не соответствует действительности и является технической ошибкой. Также Махортов А.В. указывает на то, что он обращался в ИФНС по г. Солнечногорску Московской области с просьбой засчитать уплаченные Молчановой М.В. налоги за 2016 и 2017 года или произвести зачет таковых на него, поскольку указанный земельный участок является совместной супружеской собственностью и уплата налога одним из супругов влечет за собой исполнение налоговых обязательств по данному объекту налогообложения, однако в ответ на обращение административного ответчика ИФНС по г. Солнечногорску Московской области предложило пройти сверку и сообщило, что не имеет технической возможности изменить ошибочное начисление Молчановой М.В. вместо Махортова А.В.
В соответствии со ст. 150 и ст. 152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что с 16.08.2004 Махортов А.В. является собственником земельного участка № … , расположенного по адресу: …. , что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика и не было оспорено административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основываясь на положения ст. 65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу требований 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Согласно ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, по общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Так, судом установлено, что 26.10.2019 налоговым органом налогоплательщику Махортову А.В. сформировано налоговое уведомление № 89315013 об уплате в срок до 26.12.2019 земельного налога за 2016 и 2017 года в отношении упомянутого земельного участка в размере 12 348 руб.
Впоследствии в адрес Махортова А.В. было направлено соответствующее требование № 17227 об уплате такого налога и начисленных за его неуплату пеней в срок до 07.04.2020.
При этом по заявлению налогового органа 26.10.2020 мировым судьей был постановлен судебный приказ о взыскании с Махортова А.В. таких обязательных платежей; мировой судья не усмотрел по указанному мотиву правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ); оснований иным образом оценивать эти обстоятельства в рамках настоящего административного дела у суда не имеется.
Однако определением мирового судьи от 18.11.2020 судебный приказ о взыскании с Махортова А.В. обязательных платежей был отменен; то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, заявляя о том, что начисленные последнему налоги в бюджет не уплачены.
Так, согласно расчету налогового органа, за Махортовым А.В. числится задолженность по оплате земельного налога за 2016 год в размере 6 174 руб., а также пеней за просрочку уплаты такого налога в размере 61,58 руб. и за 2017 год в размере 6 174 руб., а также пеней за просрочку уплаты такого налога в размере 61,58 руб.
Оснований сомневаться в правильности указанного расчета у суда не имеется, поскольку он соответствует требованиям статей 390 - 396 НК РФ; доказательств оплаты заявленной задолженности либо доказательств опровергающих расчет налогового органа, административным ответчиком в материалы дела представлено не было.
Доводы административного ответчика о том, что уплата налога одним из супругов влечет за собой исполнение налоговых обязательств по данному объекту налогообложения судом во внимание не принимаются, поскольку право собственности на указанное недвижимое имущество было зарегистрировано на одного из супругов, т.е. имела место регистрация права частной (индивидуальной) собственности на недвижимое имущество, а не право общей совместной собственности.
Поскольку в рассматриваемом случае одним из супругов было зарегистрировано право частной (индивидуальной) собственности, а не право общей совместной собственности, плательщиком налога на имущество физических лиц признается лицо, указанное в правоустанавливающих документах на недвижимое имущество.
При таких данных, учитывая, что ответчик, являясь собственником указанного недвижимого имущества, уклонился от оплаты в полном объеме земельного налога за 2016 и 2017 года, при том, что доказательств отчуждения вышеуказанного имущества либо оплаты предъявленных требований об оплате налогов и пеней последним суду не представлено, настоящие требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд обращает внимание на то, что Молчанова М.В. ни лишена права обратится в налоговый орган за возвратом необоснованно уплаченных денежных средств в размере 12 348 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 498,85 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 2░-186/21 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ …. ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 348 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 123,16 ░░░., ░ ░░░░░ 12 471,16 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 498,85 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.07.2021