УИД 77RS0035-02-2022-006279-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2023 года адрес
Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кармашева В.В. при секретаре Карташевой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-21/2023 по административному иску Абу-Сбиех О.А., Агаджаняна Е.М., Басовой С.В., Белова В.И., Беловой О.А., Григорьевой Н.С., Дьякова С.И., Жаровой Э.Н., Запольской С.А., Ивановой М.П., Ивановой С.И., Киреева Н.Р., Козлова В.С., Колесникова С.П., Кремер В.Л., Кузовкина В.А., Лапшина С.Н., Латышевой С.С., Любимова И.В., Остапенко В.М., Прохоровой Т.М., Самохиной М.И., Сенченко В.А., Смирновой М.И., Тарасовой Т.И., Хрикулевой М.А. к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право,
УСТАНОВИЛ:
Абу-Сбиех О.А., Агаджанян Е.М., Басова С.В., Белов В.И., Белова О.А., Григорьева Н.С., Дьяков С.И., Жарова Э.Н., Запольская С.А., Иванова М.П., Иванова С.И., Киреев Н.Р., Козлов В.С., Колесников С.П., Кремер В.Л., Кузовкин В.А., Лапшин С.Н., Латышева С.С., Любимов И.В., Остапенко В.М., Прохорова Т.М., Самохина М.И., Сенченко В.А., Смирнова М.И., Тарасова Т.И., Хрикулева М.А. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право, указывая в исковом заявлении, что на основании архивной выписки из Постановления Главы администрации адрес от 06.11.1992 № 1037 члены садового товарищества «Ожигово-2» обладают правом коллективно-совместной собственности на земли общего пользования общей площадью 4970 кв.м, расположенные по адресу: адрес, у адрес. Согласно Справке Администрации адрес в адрес от 01.12.2017 № 02-01-21-762 на основании Постановления администрации адрес от 31.07.1992 № 723 правовой статус садового товарищества «Ожигово-2» был приведен в соответствие с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ, садовое товарищество «Ожигово-2» получило новое название СНТ «Ожигово-26». Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и адрес» адрес СНТ «Ожигово-26» с 01.07.2012 был изменен на: адрес, адрес, адрес, СНТ «Ожигово-26».
07.10.2019 в соответствии с ч.5 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ на основании Постановления Главы администрации адрес от 06.11.1992 № 1037 ранее учтенному объекту недвижимости - землям общего пользования садового товарищества адрес кв. м был присвоен кадастровый номер 77:21:0150303:98. В государственный кадастр недвижимости сведения о землях общего пользования внесены, как земли общего пользования с/т «Ожигово-2», а не СНТ «Ожигово-26».
На общем собрании членов СНТ «Ожигово-26» согласно протоколу от 01.03.2021 № 17 на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами СНТ, являющимися собственниками земельных участков, было принято решение передать земли общего пользования СНТ «Ожигово-26» в общую долевую собственность членов СНТ пропорционально площади этих участков.
Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административных истцов на объект недвижимости, не имеется.
25 ноября 2021 года административными истцами в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве были поданы Заявления о государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв. м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» через представителя по нотариальной доверенности.
19 мая 2022 года административным ответчиком было принято Решение № 11-3577/2022 об отказе в государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв. м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» с указанием следующих оснований: из Постановления Главы администрации адрес от 06.11.1992 № 1037 следует, что членам садового товарищества «Ожигово-2» были выданы временные свидетельства на право коллективно-совместной собственности на земли общего пользования согласно решения общего собрания, список членов к Постановлению не приложен, таким образом, документ, датированный до 31.01.1998, подтверждающий возникновение прав на земли общего пользования, истцами предоставлен не был.
Административные истцы считают Решение от 19 мая 2022 года № 11- 3577/2022 об отказе в государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв.м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» незаконным, в связи с чем просят суд признать незаконным Решение административного ответчика от 19 мая 2022 года № 11-3577/2022 об отказе в государственной регистрации права в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» административных истцов на объект недвижимости, а именно: земли общего пользования СНТ адрес кв.м, расположенные по адресу: адрес, адрес, адрес, СНТ «Ожиглво-26», кадастровый номер 77:21:0150303:98; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права на земли общего пользования СНТ адрес кв.м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» на основании Заявлений от 25 ноября 2021 года и представленных документов.
Стороны в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, находит административные исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу статей 33, 45 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Механизм реализации такого права закреплен Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 8 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1). Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3). В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (часть 4). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (часть 5).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что Абу-Сбиех О.А., Агаджанян Е.М., Басова С.В., Белов В.И., Белова О.А., Григорьева Н.С., Дьяков С.И., Жарова Э.Н., Запольская С.А., Иванова М.П., Иванова С.И., Киреев Н.Р., Козлов В.С., Колесников С.П., Кремер В.Л., Кузовкин В.А., Лапшин С.Н., Латышева С.С., Любимов И.В., Остапенко В.М., Прохорова Т.М., Самохина М.И., Сенченко В.А., Смирнова М.И., Тарасова Т.И., Хрикулева М.А. как члены садового товарищества «Ожигово-2» обладают правом коллективно-совместной собственности на земли общего пользования общей площадью 4970 кв.м, расположенные по адресу: адрес, у адрес. Согласно Справке Администрации адрес в адрес от 01.12.2017 № 02-01-21-762 на основании Постановления администрации адрес от 31.07.1992 № 723 правовой статус садового товарищества «Ожигово-2» был приведен в соответствие с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ, садовое товарищество «Ожигово-2» получило новое название СНТ «Ожигово-26». Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и адрес» адрес СНТ «Ожигово-26» с 01.07.2012 был изменен на: адрес, адрес, адрес, СНТ «Ожигово-26».
07.10.2019 в соответствии с ч.5 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ на основании Постановления Главы администрации адрес от 06.11.1992 № 1037 ранее учтенному объекту недвижимости - землям общего пользования садового товарищества адрес кв. м был присвоен кадастровый номер 77:21:0150303:98. В государственный кадастр недвижимости сведения о землях общего пользования внесены, как земли общего пользования с/т «Ожигово-2», а не СНТ «Ожигово-26».
На общем собрании членов СНТ «Ожигово-26» согласно протоколу от 01.03.2021 № 17 на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами СНТ, являющимися собственниками земельных участков, было принято решение передать земли общего пользования СНТ «Ожигово-26» в общую долевую собственность членов СНТ пропорционально площади этих участков.
Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административных истцов на объект недвижимости, не имеется.
25 ноября 2021 года административными истцами в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве были поданы Заявления о государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв.м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» через представителя по нотариальной доверенности.
19 мая 2022 года административным ответчиком было принято Решение № 11-3577/2022 об отказе в государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв. м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26».
Как установлено судом, административными истцами была заявлена государственная регистрация возникшего до 31.01.1998 права общей долевой собственности (с определением долей) на названных земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона т 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав - недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, при желании зарегистрировать ранее возникшее право на земельный участок в орган регистрации прав административным истцам необходимо было представить документ, датированный до 31.01.1998 и свидетельствующий о возникновении такого права у всех сособственников земельного участка и с указанием доли в праве каждого сособственника.
Однако административными истцами как заявителями такой документ представлен не был.
Административным ответчиком был вправлен запрос в Архив адрес, откуда поступила архивная выписка из постановления Главы администрации адрес от 06.11.1992 №1037, из содержания которого следует, что членам садоводческого товарищества «Ожигово-2» выданы временные свидетельства на право коллективно-совместной собственности на земли общего пользования согласно решения общего собрания, однако список членов садоводческого товарищества к постановлению не приложен.
Таким образом, документ, подтверждающий возникновение прав заявителей на спорный земельный участок, административными истцами не представлен.
При этом действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность признания прав на объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки, в судебном порядке, а Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает осуществление государственной регистрации прав на основании вступивших законную силу судебных актов.
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 234 ГК РФ право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Право собственности на земельный участок признается в судебном порядке и является одним из способов защиты гражданских прав (п. 1 ст. 59 ЗК РФ, ст. 12 ГК РФ).
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствует совокупность условий, а именно: несоответствие обжалуемого действия закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 19 мая 2022 года № 11-3577/2022 об отказе в государственной регистрации права на земли общего пользования СНТ адрес кв. м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26».
Поскольку требования административного истца о признании решения Управления Росреестра по Москве от 19 мая 2022 года № 11-3577/2022 незаконным суд оставляет без удовлетворения, то, соответственно, требования об обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права на земли общего пользования СНТ адрес кв.м с кадастровым номером 77:21:0150303:98 в общую долевую собственность членов СНТ «Ожигово-26» на основании Заявлений от 25 ноября 2021 года и представленных документов удовлетворению также не подлежат как на законе не основанные.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абу-Сбиех О.А., Агаджаняна Е.М., Басовой С.В., Белова В.И., Беловой О.А., Григорьевой Н.С., Дьякова С.И., Жаровой Э.Н., Запольской С.А., Ивановой М.П., Ивановой С.И., Киреева Н.Р., Козлова В.С., Колесникова С.П., Кремер В.Л., Кузовкина В.А., Лапшина С.Н., Латышевой С.С., Любимова И.В., Остапенко В.М., Прохоровой Т.М., Самохиной М.И., Сенченко В.А., Смирновой М.И., Тарасовой Т.И., Хрикулевой М.А. к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Троицкий районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
фио Кармашев