Дело № 2а-105/2021
УИД 28RS0011-01-2021-000266-38
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Новокиевский Увал 13 августа 2021 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.
при секретаре Ефимовой С.А.,
с участием помощника прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области о возложении обязанности обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мазановского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц – потребителей услуг холодного водоснабжения, в обоснование иска указал, что прокуратурой Мазановского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, в ходе проведения с привлечением территориального органа Роспотребнадзора при проведении лабораторного исследования установлено, что холодная вода, поставляемая в жилые дома из скважины «Южная», эксплуатацию которой осуществляет орган местного самоуправления, в нарушение ч.ч. 1,4,12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не соответствует пп. 556 таблицы 13 СанПиН 1.2.3685-21, п.75, пп.1, пп.2, пп.3, пп.5 таблицы 3.1 СанПиН 2.1.3684-21, показатели цветности, мутности, интенсивности запахе при 20° С, интенсивности привкуса, массовой концентрации общего железа превышены в несколько раз от допустимой нормы, холодная вода фактически не может быть использована по прямому назначению ввиду вреда здоровью населения.Таким образом, нарушены права неопределённого круга лиц на здоровье, а также права потребителей услуг холодного водоснабжения.На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просит суд обязатьадминистрацию Новокиевского сельсовета обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно отзывам ответчика администрация Новокиевского сельсоветаМазановского района Амурской области не согласна с исковыми требованиями по следующим основаниям.В собственности Новокиевского сельсовета находится скважина «Южная», водоочистная станция на этой скважине. Экспертным заключением от 02.07.2021 года № 1343 установлено, что питьевая вода после водоочистной станции соответствует всем требованиям СанПиН.В обоснование своих требований прокурор Мазановского района ссылается на лабораторные исследования питьевой воды, проведенные 09.04.2021 года.13.05.2021 года администрация сельсоветав ответ на представление прокурора от 14.04.2021 года указывала, что ухудшение качества питьевой воды со скважины «Южная» связана с поломкой водоочистной станции.20.04.2021 года администрация сельсовета заключила договор № 569 с ООО «Амурпромснаб» на проведение работ на вышеуказанной станции.28.04.2021 года ООО «Амурпромснаб» выполнила свои обязательства по договору № 569 от 20.04.2021 года. После проведения ремонтных работ жалоб от жителей на качество питьевой воды, поставляемой от скважины «Южная», не поступало.Прокурор Мазановского района не доказал, что после проведения работ по ремонту водоочистной станции вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-1, СанПиН 2.1.3684-21.Ссылаясь на п. 31 (3), п. 32 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,указывает, чтоадминистрация Новокиевского сельсовета не является гарантирующей организацией, водопроводные сети от скважины «Южная» сельсовету не принадлежат, в реестре муниципальной собственности не значатся. Следовательно, граница эксплуатационной ответственности администрации заканчивается после водоочистной станции.Администрация выполняет все установленные требования, так как вода после водоочистной станции от скважины «Южная»не превышает показателей СанПиН. Если допустить, что администрация должна отвечать за качество воды в водопроводных сетях, то согласно экспертным заключениям (№1337, 1338, 1344) вода в целом соответствует всем требованиям. При этом экспертное заключение № 1337 не может служить доказательством о нарушении администрацией требований законодательства.Ссылаясь на п. 32, п.п. б п. 31 (1) Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указывает, что при условии, что администрация должна отвечать за качество водыв водопроводных сетях, то она отвечает за воду только до внешней стены многоквартирного дома. Забор воды для исследований проводился во внутридомовых инженерных сетях, находящихся в подвальном помещении многоквартирного дома.Поэтому экспертное заключение № 1337 свидетельствует о качестве питьевой воды во внутридомовой инженерной сети, находящейся в зоне эксплуатационной ответственности собственников помещений многоквартирного дома.От скважины «Южная» вода подается в многоквартирные дома, расположенные ул.Советская д.74, д.74 а, д.76, д.78, д.80, д.82, д. 109, д. 113, прокурор Мазановского района просит возложить обязанность на администрацию Новокиевского сельсовета обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная», однако при этом в исковом заявлении и в ходатайстве указываются только три многоквартирных дома, что составляет менее половины потребителей скважины «Южная». Более того, из экспертных заключений следует, что из этих трех домов вода не соответствует требованиям только в одном доме. Следовательно, истцом не доказано что всявода, поставляемая от скважины «Южная», не соответствует требованиям СанПиН.Экспертные заключенияо качестве питьевой воды в квартирах многоквартирных домов не могут служить доказательством того, что вода, поставляемая от скважины «Южная», превышает показатели СанПиН, так как до точки отбора проб воды она проходит по внутридомовым водопроводным сетям, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений, затем по внутриквартирной сети, находящейся в частной собственности.Поэтому нельзя говорить о несоответствии качества воды, поставляемой от скважины «Южная», на основании экспертных заключений о качестве питьевой воды в квартирах многоквартирных домов.Прокурор Мазановского района просит возложить обязанность на администрацию Новокиевского сельсовета обеспечить соответствие питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с.Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-1, СанПиН 2.1.3684-21, однако при этом не конкретизирует, какие именно мероприятия и где должна провести администрация, ответ на этот вопрос не получен и от экспертов.В случае удовлетворения исковых требований в таком изложении данное обстоятельство делает невозможным исполнение решения суда, так как при вынесении решения суд указывает, какие конкретно действия должен совершить ответчик.На основании вышеизложенного, просит суд в исковых требованиях прокурора Мазановского района к администрации Новокиевского сельсовета отказать.
Представительответчика администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района, представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинских районах, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), дело рассмотрено без участия неявившихся представителяответчика администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района, представителя третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинских районах, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Иванченко С.А. поддержала требования искового заявления, просила их удовлетворить в полном объеме, привела доводы, указанные в исковом заявлении, просилаустановить срок исполнения решения суда - в течение трех месяцев со дня вступления решенияв законную силу.
Изучив доводы административного искового заявления, возражений на него, выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив согласно относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указатьв решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
В данном случае в иске идет речь о потребителях коммунальной услуги холодного водоснабжения, поставляемого их скважины «Южная»с. Новокиевский Увал. Индивидуализировать круг лиц, являющихся собственниками жилых помещений, а также определить круг лиц совместно проживающихс собственниками, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, членов их семей, арендаторов жилых помещений, привлекать ихк участию в деле в качестве истцов, а также решать вопрос о правах и обязанностях каждого из них в отдельности невозможно.
Суд полагает, что административное исковое заявление, направленное на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц -потребителей услуг холодного водоснабжения, поставляемого из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.
В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 4 ст. 218КАС РФпрокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сроки обращения в суд соблюдены административным истцом(экспертное заключениеФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №503 от 12.04.2021 года, административный истец обратился в суд 21.05.2021 года).
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами по делу, что собственники жилых помещений, расположенных по адресу:Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, д. 74, 74 А, 76, обеспечиваются питьевой водой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, поставляемой из скважины «Южная», расположенной по ул. Советская, 109 с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области, эксплуатацию данной централизованной системы холодного водоснабжения осуществляет Новокиевский сельсовет Мазановского района, который является собственником водонапорной башни искважины «Южная», расположенных по ул. Советская, 109 с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области, а также водоочистной станциина данной скважине.
Прокуратурой Мазановского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, в ходе проведения которой установлено, что холодная вода, поставляемая в жилые дома из скважины «Южная», эксплуатацию которой осуществляет орган местного самоуправления, в нарушение ч.ч. 1,4,12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не соответствует пп. 556 таблицы 13 СанПиН 1.2.3685-21, п.75, пп.1, пп.2, пп.3, пп.5 таблицы 3.1 СанПиН 2.1.3684-21, показатели цветности, мутности, интенсивности запахе при 20°С, интенсивности привкуса, массовой концентрации общего железа превышены в несколько раз от допустимой нормы, холодная вода фактически не может быть использована по прямому назначению ввиду вреда здоровью населения.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №503 от 12.04.2021 года проба питьевой воды, отобранная из скважины «Южная» администрации Новокиевского сельсовета не соответствует требованиям гл. IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: интенсивность запаха при 20°С, интенсивность привкуса, цветность, мутность, массовая концентрация общего железа; проба питьевой воды, отобранная из накопительной емкости скважины «Южная» администрации Новокиевского сельсовета не соответствует требованиям гл. IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: интенсивность запаха при 20°С, цветность, мутность, массовая концентрация общего железа; проба питьевой воды, отобранная на вводе в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, Мазановский район,с.Новокиевский Увал, ул.Советская, д. 74, не соответствует требованиям гл. IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: мутность, массовая концентрация общего железа.
В связи с выявленными в ходе проверки обстоятельствами, 14.04.2021 года прокурором Мазановского района Амурской области было внесено представление № 6-1458 в адрес и.о. главы администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района «Об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ».
Как следует из ответа администрации Новокиевского сельсовета от 13.05.2021 года № 142 на указанное представление, данное представление рассмотрено, признано обоснованным, указано, что причиной ухудшения качества поды, подаваемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, явилась поломка оборудования на водоочистной станции.
Согласно договору возмездного оказания услуг №569 20.04.2021 года администрация Новокиевского сельсовета заключила договор с ООО «Амурпромснаб» на проведение восстановительных работ по водоочистной станции. 28.04.2021 года восстановительные работы были проведены, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 28.04.2021 года, справкой о стоимости выполненных работ.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1340 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из скважины «Южная», до фильтрующего оборудованияне соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21по показателям: цветность, мутность, массовая концентрация железа.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1343 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из скважины «Южная», после фильтрующего оборудования соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по исследуемым показателям.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1344 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной на вводе в дом №74А по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по исследуемым показателям.
Согласно экспертному заключениюФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1341 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из крана внутренней распределительной сети в квартире №5 жилого дома №74 А по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по исследуемым показателям.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1339 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из крана внутренней распределительной сети в квартире №12 жилого дома №74 по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по исследуемым показателям.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1338 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной на вводе в дом №76 по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по исследуемым показателям.
Вместе с тем, согласно экспертному заключениюФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1342 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из крана внутренней распределительной сети в квартире №3 жилого дома №76по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, не соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: цветность, мутность, массовая концентрация железа.
Согласно экспертному заключениюФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1337 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной на вводе в дом №74 по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул. Советская, не соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по показателю: массовая концентрация железа.
Как следует из выписки из ЕГРН Управления Росреестра по Амурской области водонапорная башня и скважина по ул. Советская 109 с. Новокиевский Увал находятся в собственности Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области с 27.05.2008 года.
Согласно ответу администрации Мазановского района водонапорная башня и скважина по адресу: ул. Советская, 109 с. Новокиевский Увал находятся в собственности МО Новокиевский сельсовет, система водоснабжения многоквартирных домов по адресу: ул. Советская, 74, 74 А, 76, в чьей-либо собственности не находится.
Согласно ответу администрации Новокиевского сельсовета, водопроводные сети от скважины «Южная» в собственности Новокиевского сельсовета не значатся, на балансе и в реестре муниципальной собственности Новокиевского сельсовета не состоят, в собственность Новокиевского сельсовета не передавались.
Из уведомления ФКП Управления Росреестра по Амурской области следует, что сведения об объекте недвижимости - централизованная система водоснабжения, идущая от скважины «Южная» до многоквартирных домов, отсутствуют.
Вместе с тем, решением Мазановского районного суда Амурской области от 28.06.2013 года было признано незаконным бездействие администрации Новокиевского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводный сетей от водонапорной башни, расположенной по адресу: с. Новокиевский Увал, ул. Советская 109, Мазановского района Амурской области, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена обязанность на администрацию Новокиевского сельсовета поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйное имущество – водопроводные сети от водонапорной башни, расположенной по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул.Советская 109, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.В данном решении суд пришел к выводу, что администрацией Новокиевского сельсовета в нарушение закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131–ФЗ от 06.10.2003 года не принимаются меры к выявлению бесхозяйного имущества, постановке его на учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости – водопроводные сети, что привело к тому, что никто не несет бремя содержания данного имущества, не обеспечивает надежного и бесперебойного снабжения потребителей услугами водоснабжения. Кроме того, ненадлежащая эксплуатация водопроводных сетей создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 16.09.2013 года данное решение суда оставлено без изменения.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами по делу, что собственники жилых помещений, расположенных по адресу: с. Новокиевский Увал, ул. Советская, д. 74, 74 А, 76, обеспечиваются питьевой водой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, подаваемой из скважины «Южная» по ул. Советская, 109 с. Новокиевский Увал, эксплуатацию данной централизованной системы холодного водоснабжения осуществляет Новокиевский сельсовет Мазановского района, который также является собственником водонапорной башни и скважины «Южная» по ул. Советская, 109 с. Новокиевский Увал, а также водоочистной станции на данной скважине.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения.
Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, в силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
При этом, согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Исходя из положений ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевое воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
В соответствии с п. п. 4, 5, 10, 15, 18, 29 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру; централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 19 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 2 ст. 23Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу положений действующего законодательства, а именно Федерального законаот 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального законаот 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи питьевой воды установленного качества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации»в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом«О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч. 4 ст. 161Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75.
Согласно п. 3данного Порядка конкурс проводится, если:1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в т.ч. в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в т.ч. в следующих случаях:большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164ЖК РФ;собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162ЖК РФ;до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно ч. 2 ст. 161ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 16;управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;управление управляющей организацией.
Собственниками помещений многоквартирных домов по ул. Советская № 74, 74 А, 76 с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области договора управления многоквартирными домами с управляющими компаниями в настоящее время не заключены, собственники помещений выбрали непосредственный способ управления домом.
Вместе с тем, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 161ЖК РФ), и на основании положенийч. 1 ст. 164ЖК РФ следует, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений такого дома обязаны заключить договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имуществас лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решений общего собрания собственников помещений.
Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливаются Правительством РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года № 416 установлены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 9 которых определено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» конкурс по отбору управляющей организации проводится, в том числе в случае, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе непосредственного способа управления домом не реализовано, то есть, большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Таким образом, отсутствие договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома является основанием для проведения администрацией Новокиевского сельсовета конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.
Подпунктом 2 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75, определены случаи, при которых принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом считается не реализованным, а именно: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162ЖК РФ.
Таким образом, само по себе проведение общего собрания общего собрания собственников помещений о выборе непосредственного способа управления не является основанием для непроведения органом местного самоуправления открытого конкурсапо отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом.Решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, решение жильцов домов № 74, 74 А, 76 по ул. Советская с. Новокиевский Увал о выборе способа управления домом фактически не реализовано, не заключены договоры, предусмотренные ст.162, 164ЖК РФ.
Организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами возложены на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, в нарушение п. 3 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами № 74, 74 А, 76 по ул. Советская с.Новокиевский Уваладминистрацией Новокиевского сельсовета после 2017 года не проводился.
Неисполнение администрацией Новокиевского сельсовета полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домамив установленные сроки, не соответствует ч. 4 ст. 161ЖК РФ.
Из п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что организация в границах поселения водоснабжения относится к вопросам местного значения поселения.
С учетом изложенного, организация водоснабжения в границах с.Новокиевский Увал относитсяк полномочиям администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района.
Таким образом, администрация Новокиевского сельсовета обязана обеспечить условия для организации холодного водоснабжения установленного качества.
Вместе с тем, как установлено судом на основании совокупности исследованных доказательств, качество питьевой воды централизованного холодного водоснабжения, поставляемой из скважины «Южная», доводимой до потребителейадминистрацией Новокиевского сельсовета, не соответствует требованиямСанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №503 от 12.04.2021 года проба питьевой воды, отобранная из скважины «Южная», не соответствует требованиям гл. IVп. 75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: интенсивность запаха при 20 °С, интенсивность привкуса, цветность, мутность, массовая концентрация общего железа; проба питьевой воды, отобранная из накопительной емкости скважины «Южная», не соответствует требованиям гл.IV п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: интенсивность запаха при 20 °С, цветность, мутность, массовая концентрация общего железа; проба питьевой воды, отобранная на вводе в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, Мазановский район,с. Новокиевский Увал, ул. Советская, д. 74, не соответствует требованиям гл. IV п.75 СанПиН 2.1.3684-21, гл. III СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: мутность, массовая концентрация общего железа.
В том числе, качество питьевой воды централизованного холодного водоснабжения, подаваемой из скважины «Южная», доводимой до потребителей администрацией Новокиевского сельсовета, не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 и после проведения28.04.2021 года восстановительных работ на водоочистной станции.
Согласно экспертному заключениюФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1342 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной из крана внутренней распределительной сети в квартире №3 жилого дома №76по адресу: Амурская область, Мазановский район, с.Новокиевский Увал, ул. Советская, не соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по показателям: цветность, мутность, массовая концентрация железа.Согласно экспертному заключениюФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» №1337 от 02.07.2021 года проба питьевой воды, отобранной на вводе в дом №74 по адресу: Амурская область, Мазановский район, с. Новокиевский Увал, ул.Советская, не соответствует требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 по показателю: массовая концентрация железа.
Таким образом, факт нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации администрацией Новокиевского сельсовета Мазановского района холодного водоснабжения нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, а предоставление потребителям питьевой водыс нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд установил, что факты, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются материалами дела,и приходит к выводу о законности, обоснованности заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требование о возложении на администрацию Новокиевского сельсовета обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологическогозаконодательства, обеспечив соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении холодного водоснабжения - подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по водоснабжению, отвечающему требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, администрацией Новокиевского сельсоветане исполняется.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает обоснованным способ защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц – потребителей услуг холодного водоснабжения, поставляемого из скважины «Южная» с.Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области,путем возложения обязанности на администрацию Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении холодного водоснабжения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о полном удовлетворении исковых требований административного истца.
Относительно предлагаемого прокурором срока исполнения решения суда - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решенияв законную силу, суд считает его разумным, обоснованным и достаточным для исполнения возлагаемой судом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Мазановского района Амурской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области о возложении обязанности обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении холодного водоснабжения – удовлетворить полностью.
Возложить обязанностьна администрацию Новокиевского сельсоветаМазановского района Амурской области обеспечить соответствие качества питьевой воды, поставляемой из скважины «Южная» с. Новокиевский Увал, требованиям СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении холодного водоснабжения,в течение трех месяцев со дня вступления решенияв законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС РФ, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Мотивированное решение составлено26.08.2021 года.
Председательствующий судья Матвеенкова Л.В.