Решение по делу № 2-135/2017 (2-1741/2016;) ~ М-1714/2016 от 09.12.2016

Гр. дело ... ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

... ...

Луховицкий районный суд ... в составе:

председательствующего судьи Невмержицкой Н.А.

при секретаре Сигачёвой А.И.

с участием истца Маркеловой И.С., представителя истца по доверенности в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Дорофеева П.П., представителя ответчика по доверенности от ... ... П,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркеловой И.С. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи и обязании выдать удостоверение,

У С Т А Н О В И Л :

Маркелова И.С. обратилась в суд с иском к Луховицкому управлению социальной защиты населения о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи и обязании выдать удостоверение.

В обоснование заявленных требований указала на то, что в сентябре 2016 г. она обратилась в Луховицкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей и проживает на территории Московской области. Однако, в выдаче удостоверения ей было отказано по причине того, что супруг и дети не имеют постоянной регистрации на территории Московской области. Истец не согласна с данным отказом, поскольку и супруг, и дети фактически проживают с ней по адресу: .... Дети посещают детский сад в г. Луховицы, супруг имеет постоянное место работы на территории Московской области.

Определением суда от ... по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика – Луховицкого управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.

В судебном заседании истец Маркелова И.С., её представитель Дорофеев П.П. заявленные требования к Министерству социального развития Московской области поддержали в полном объёме.

Представитель ответчика П. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом Московской области от 12 января 2006 г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются лишь при наличии места жительства в Московской области. Полагает, что местом жительства является место, где гражданин постоянно зарегистрирован. Указанное условие является обязательным, поскольку финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счёт средств бюджета Московской области. Из представленных Маркеловой И.С. документов следует, что только истец имеет постоянную регистрацию на территории Московской области. Муж истца – М постоянно зарегистрирован в другом субъекте РФ, а именно в .... Трое детей имеют только временную регистрацию на территории Московской области. При указанных обстоятельствах выдача удостоверения многодетной семьи не предусмотрена.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации № 431 от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

Пунктом 3 указанного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Постановлением Московской областной Думы от 21 декабря 2005 г. № 5/163-П принят Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», который распространяет своё действие на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области.

В соответствии с п.4 ст. 21 указанного выше Закона меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Согласно ст. 2 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

В соответствии с Порядком выдачи удостоверения многодетной семьи, утверждённым постановлением правительства Московской области от 11 марта 2016 г. № 178/7 (далее Порядок) удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Для получения удостоверения заявитель представляет в указанные органы по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов:

копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);

копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников);

документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника);

фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.

Дополнительно заявителем представляется:

копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство;

копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);

копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.

Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком (п.4 указанного Порядка).

Судом установлено, что в сентябре 2016 г. истец Маркелова И.С. обратилась в Луховицкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

... решением ... истцу отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по причине: отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области у супруга и детей заявителя (л.д.46).

При этом, из материалов дела усматривается, что Маркелова И.С. зарегистрирована по адресу: ... (л.д.8).

Истец стоит в зарегистрированном браке с М., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.11), и имеет 3 малолетних детей: А, ... года рождения, В ... года рождения и Я, ... года рождения (л.д.12-14).

Согласно свидетельств ...,423,555 и 424 о регистрации по месту пребывания М зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... ... по ... А и Я зарегистрированы по месту пребывания по адресу: ... ... по ..., а В зарегистрирована по тому же адресу с ... по ... (л.д.15-16). При этом М является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... (л.д.59) и фактически проживает по указанному адресу.

Таким образом, суд считает установленным, что на момент обращения истца в Луховицкое управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи истец имела троих несовершеннолетних детей, а супруг и дети истца были зарегистрированы по месту пребывания в Московской области.

Кроме того, согласно договорам от ... и ... А и В посещают Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида ... расположенный в г. Луховицы Московской области (л.д.17-25), а согласно справке ГБУЗ МО «Луховицкая ЦРБ» А, В и Я наблюдаются в детской поликлинике на уч. ... (л.д.26).

Отец детей – М работает в ООО ..., расположенном на территории ... (л.д.27).

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Таким образом, истец, являясь многодетной матерью, и проживая на территории Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на период проживания в Московской области, в связи с чем, требования последней основаны на законе и подлежит удовлетворению.

Истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судом установлено, что истец Маркелова И.С. понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 35000 руб. (л.д.38-41).

Определяя размер расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает категорию рассматриваемого дела, количество судебных заседаний с участием представителя истца (1 досудебная подготовка и 1 судебное заседание), с учётом требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Маркеловой И.С. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи и обязании выдать удостоверение удовлетворить.

Признать незаконным отказ Луховицкого управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ... в выдаче Маркеловой И.С. удостоверения многодетной семьи.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Маркеловой И.С. удостоверение многодетной семьи.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу МАркеловой И.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Луховицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полное мотивированное решение суда изготовлено ...

Судья - Н.А.Невмержицкая

2-135/2017 (2-1741/2016;) ~ М-1714/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркелова И.С.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Луховицкий районный суд
Судья
Невмержицкая Наталия Александровна
09.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2016[И] Передача материалов судье
14.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
10.01.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2017[И] Судебное заседание
20.01.2017[И] Судебное заседание
24.01.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2017[И] Дело оформлено
25.08.2017[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.08.2017[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.09.2017[И] Судебное заседание
20.09.2017[И] Судебное заседание
27.09.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее