дело № 2-560/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 07 сентября 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Кузьминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Волков В.А. обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что он состоял в очереди сотрудников УФСИН России по Амурской области, имеющих право на улучшение жилищных условий. На основании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Волковым В.А. и УФСИН России по Амурской области заключен договор социального найма указанного помещения. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартира истца, находится на праве оперативного управления УФСИН России по Амурской области. На обращения о приватизации указанной квартиры истец получил отказ от ответчика, считает такой отказ незаконным. На основании изложенного истец просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба УФСИН России по Амурской области - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определением Благовещенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Благовещенского района Амурской области, администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области.
В судебном заседании истец Волков В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Амурской области Арчаков А.К. возражал против удовлетворения иска, поскольку истец вправе обратиться с реализацией своего права на приватизацию только после передачи данного жилья из федеральной собственности в муниципальную, поскольку иное будет противоречить действующему законодательству. В 2017 году начался процесс передачи ряда квартир, в том числе квартиры, на которую претендует истец, в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета Благовещенского района. Однако до настоящего времени передача квартир не завершена, поскольку администрация Чигиринского сельсовета бездействует. Волков В.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Росреестра по Амурской области, администрации Благовещенского района Амурской области, администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении УФСИН России по <адрес>.
Согласно записям в трудовой книжке серии <номер> <номер>, Волков А.В. служил непрерывно в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении 11 лет 10 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что Волкову В.А. постановлено предоставить однокомнатную <адрес>, общей площадью 43,23 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было передано УФСИН России по Амурской области на условиях социального найма Волкову В.А., что подтверждено договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, а также актом приема-передачи квартиры от 2013 года, свидетельствующим о фактической передаче квартиры Волкову В.А. еще в 2013 году согласно списку жильцов, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Волков В.А. имеет право на приватизацию предоставленного ему на условиях социального найма жилого помещения, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как установлено судом, Волков В.А. проходил службу в УФСИН России по Амурской области, в период которой Волкову В.А., как сотруднику УФСИН России по Амурской области, состоявшему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ <номер> спорное жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 августа 2016 года № 11-КГ16-13, отношения по обеспечению жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, государственной противопожарной службе таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования названного Закона.
Согласно части 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексе порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 283, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ним членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Из материалов учетного дела следует, что Волков В.А., как сотрудник УФСИН России по Амурской области, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, после предоставления истцу жилого помещения – <адрес> по договору социального найма оно подлежало передаче в муниципальную собственность муниципального образования, в переделах которого расположено, то есть в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, после чего полномочия по распоряжению жилым помещением, в том числе по передаче в собственность граждан, осуществляет указанный орган местного самуправления.
В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Амурской области пояснил, что УФСИН России по Амурской области с 2017 года предпринимаются меры к передаче ряда квартир, в том числе квартиры, на которую претендует истец, в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета Благовещенского района.
Между тем, материалами дела установлено, что обращение УФСИН России по Амурской области в администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области по вопросу приема в муниципальную собственность <адрес> в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета последовало ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо иных доказательств совершения УФСИН России по Амурской области действия по передаче квартиры в муниципальную собственность до указанной даты в материалы дела не представлено.
Сведений о том, что на момент рассмотрения дела судом УФСИН России по Амурской области получено согласие администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района о приеме жилого помещения в муниципальную собственность и спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность Чигиринского сельсовета, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, отказ УФСИН России по Амурской области в передаче спорного жилого помещения в собственность права истца на приватизацию квартиры не нарушает, поскольку в силу ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» орган уголовно-исполнительной системы в данном случае не наделен полномочиями по передаче жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в собственность граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Волкова В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Волкова В.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: