Дело №2а-430/2021
УИД 28RS0019-01-2021-000728-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2021 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
с участием помощника прокурора Серышевского района Гриневой М.В.,
при секретаре Винокуровой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет - сайтах информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Серышевского района обратился с данным иском в суд, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Серышевского района проведена проверка исполнения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ходе которой установлено следующее.
При соединении 20.06.2021 с сетью Интернет при помощи модема и запуске Интернет-сайта <данные изъяты> установлено, что на указанном ресурсе размещена информация, призывающая неограниченный круг лиц к приобретению свидетельства о рождении Российской Федерации, свидетельства о рождении СССР, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти, свидетельства о перемени имени на бланках Госзнак Российской Федерации, как чистых, так и заполненных с печатью, в обход установленного действующим законодательством порядка получения документов. При этом вход на интернет-ресурс свободный, регистрации пользователей для доступа к ресурсам страницы не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе и жители Серышевского района Амурской области.
На момент проверки доступ к указанному интернет-ресурсу не ограничен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регулирование информационной сферы в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из положений ч. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Указанный в заявлении сайт содержит информацию с признаками уголовного преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ (приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград), а также административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Распространяемая на указанной в заявлении странице сайта информация попадает под действие указанных статей УК РФ и КоАП РФ, чем нарушает законные права и интересы неопределённого круга лиц (по состоянию на 20.06.2021 ссылка https://www.vse-svidetelstva-o-rozhdenii-goznak77.ru/ находится в свободном доступе).
Возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства предусмотрена ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о незаконном приобретении правоустанавливающих документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с частью 5 указанных Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией (п. «б»).
Таким образом, обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
В ходе проведения прокуратурой района проверки лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, о признании информации запрещенной, не установлено, соответственно сведения об административном ответчике, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства РФ, у прокуратуры района отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 265.3 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
На основании ч. 3.2. ст. 24 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно в силу того, что круг лиц, которые могут зайти на указанную интернет-страницу определить невозможно, поэтому прокурор использует право на обращение в суд в защиту неопределённого круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, просит признать информацию, размещённую на интернет - страницах сайта https://www.vse-svidetelstva-o-rozhdenii-goznak77.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Решение суда обратить к немедленному исполнению, направив в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ФИО2) для внесения сведений об информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Гринева М.В. на доводах искового заявления настаивала, просила удовлетворить иск.
Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте его проведения. Представитель Управления Роскомнадзора по Амурской области, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Также в поступившей в суд телефонограмме указали, что требования прокурора поддерживают.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствие извещенных участников административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя административного истца, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статей 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Глава 2 Конституции Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина, подтверждая их признание согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (части 1 статьи 17).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17).
Одновременно с этим осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
В соответствии п. п. 2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ следует, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно, так как круг лиц, которые могут посетить интернет-страницу, определить не представляется возможным, то прокурор правомерно обратился в суд с настоящим административным иском.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Регулирование информационной сферы в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006). В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из положений ч. 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с частью 5 указанных Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую информацию, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой информацией (п. «б»).
Таким образом, обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства предусмотрена ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006.
Материалами дела подтверждается, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства проведена проверка информационно-коммуникационной сети Интернет, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проведения прокуратурой района проверки Интернет-сайта <данные изъяты>/ установлено, что на указанном ресурсе размещена информация, призывающая неограниченный круг лиц к приобретению свидетельства о рождении Российской Федерации, свидетельства о рождении СССР, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти, свидетельства о перемени имени на бланках Госзнак Российской Федерации, как чистых, так и заполненных с печатью, в обход установленного действующим законодательством порядка получения документов. При этом вход на интернет-ресурс свободный, регистрации пользователей для доступа к ресурсам страницы не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе и жители Серышевского района Амурской области.
Вопреки требованиям закона информация, размещенная на указанной интернет-странице, направлена на совершение противоправных деяний.
Указанный в заявлении сайт содержит информацию с признаками уголовного преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ (приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград), а также административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт).
Распространяемая на указанной в заявлении странице сайта информация попадает под действие указанных статей УК РФ и КоАП РФ, чем нарушает законные права и интересы неопределённого круга лиц (по состоянию на 20.06.2021 ссылка <данные изъяты> находится в свободном доступе).
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о незаконном приобретении правоустанавливающих документов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, в силу прямого указания закона настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет - сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно - коммуникационной сети «Интернет» на интернет сайте: " <данные изъяты>/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное решение является основанием для внесения информации, размещенной на интернет сайте: https://www.vse-svidetelstva-o-rozhdenii-goznak77.ru/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 20 июля 2021 года.
Председательствующий ___________________________ Демяненко Н.А.