Дело № 2-353/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Борисоглебск 6 марта 2013 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Разумова М.В.,
при секретаре Невзоровой О.И.,
с участием прокурора Гарина А.А.,
представителей ответчиков –
администрации Борисоглебского городского округа
Воронежской области по доверенности Григоровой О.Ю.,
общества с ограниченной ответственностью
«Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал)
по доверенности Бажанова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Борисоглебский городской округ Воронежской области в лице администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, обществу с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал), муниципальному бюджетному учреждению культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им. Н.Г.Чернышевского» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> обратился в суд с иском, указывая, что Борисоглебской межрайпрокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с договором на отпуск тепловой энергии № БГ-38 от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис», в лице Борисоглебского филиала, (далее – ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис») подает тепловую энергию в здание муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4 (далее МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4»), расположенное по адресу: <адрес>, № в городе <адрес>.
Собственником здания, расположенного по указанному адресу является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ и передано в оперативное управление МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4».
В здании отсутствуют приборы учета тепловой энергии. При этом здание не является ветхим, аварийным, не подлежит сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ. максимальный объем потребления тепловой энергии зданий составляет более чем две десятых гигакалории в час.
Учитывая, что муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес> и МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» не оснастило до ДД.ММ.ГГГГ прибором учета тепловой энергии здание, расположенное по адресу: <адрес>, ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано было совершить действия по оснащению прибором учета тепловой энергии указанное здание до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации Борисоглебского филиала ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенное по адресу: <адрес>, до настоящего времени не оснащено прибором учета поставляемой тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие прибора учета тепловой энергии в здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенном по адресу: <адрес>, по мнению прокурора, приводит к бесконтрольному, неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса и, как следствие, не приводит к экономии средств местного бюджета, поэтому нарушает права неопределенного круга лиц.
Прокурор, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит: признать бездействие муниципального образования Борисоглебский городской округ <адрес>, муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общества с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» по не оснащению до настоящего времени прибором учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, муниципальное бюджетное учреждение культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» оснастить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии, а также обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор ФИО5 иск поддержал.
Представитель ответчика - администрации Борисоглебского городского округа <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, иск не признала, мотивируя тем, что рассмотрение заявления не подведомственно городскому суду поскольку из заявления усматривается наличие экономического характера правоотношений. В связи с чем, представитель ответчика - администрации городского округа просит производство по делу прекратить.
Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» ФИО7, действующий по доверенности, также заявил возражения против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что заявление подано с нарушением правил подведомственности, установленных ст.22 ГПК РФ, ст.27 АПК РФ. Вопрос об учете потребляемых ресурсов, в том числе тепловой энергии влияет на экономические взаимоотношения сторон договора энергоснабжения (ответчиков по делу). Учет потребленного ресурса не влияет на то количество тепловой энергии, которое ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано поставить исходя из условий действующего договора, СниП «Строительная климатология», иных правил и действующего законодательства. Приборы учета используемых энергетических ресурсов применяются при осуществлении расчетов. Требования прокурора, заявленные в порядке гл.25 ГПК РФ, согласно которой могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст.254 ГПК РФ). ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» не относится ни к одному из указанных субъектов публичных правоотношений. По мнению представителя ответчика, прокурор не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность двух субъектов гражданских правоотношений. Прокурор не представил доказательств того, что отсутствие прибора учета приводит к неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса, и, как следствие, не приводит к экономии средств местного бюджета, поэтому нарушает права неопределенного круга лиц. Напротив, наличие прибора учета никак не влияет на количество тепловой энергии, которое энергоснабжающая организация обязана поставить абонентам. Количество тепловой энергии зависит от температуры наружного воздуха, удельных тепловых характеристик отапливаемого здания (этажность, материал стен, крыши и т.п.). Для тех целей, которые преследует прокурор (энергосбережение), абонент обязан проводить энергоаудит (обследование): в соответсвии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными целями энергетического обследования являются: определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом. От представителя поступили письменные возражения на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что в соответствии с уставом МБУК БГО «Драмтеатр» (далее - Театр) собственником имущества учреждения является муниципальное образование Борисоглебского городского округа <адрес>. Все требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе и по оборудованию нежилых зданий приборами учета потребляемой энергии, адресованы исключительно собственникам данных зданий. Просит межрайонному прокурору Борисоглебской межрайонной прокуратуры в удовлетворении заявленных требованиях отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системы централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 4 статьи 13 Закона определено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В силу ч.1 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
здания, строения, сооружения строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона энергетическая эффективность это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Вопросы обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, их соответствие требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской ФИО1, которое вправе установить первоочередные требования энергетической эффективности, определены статьей 11 Федерального закона.
Обеспечение энергетической эффективности не отменяет требования статьи 13 Федерального закона об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Согласно ст.24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Указанные положения Закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Частью 12 статьи 13 Закона определено, что до ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающая организация обязана совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанная организация осуществляет, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
На основании договора на отпуск тепловой энергии № БГ-38 от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис», в лице Борисоглебского филиала, (далее – ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис»), подает тепловую энергию в здание муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4 (далее МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4»), расположенное по адресу: <адрес>, №, <адрес>.
Собственником здания, расположенного по указанному адресу, является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ и передано в оперативное управление МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4».
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в здании отсутствуют приборы учета тепловой энергии. При этом здание не является ветхим, аварийным, не подлежит сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ. Максимальный объем потребления тепловой энергии зданий составляет более чем две десятых гигакалории в час.
Изложенные обстоятельства ответчиками по существу не оспариваются.
Учитывая, что муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, и МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» не оснастило до ДД.ММ.ГГГГ прибором учета тепловой энергии здание, расположенное по адресу: <адрес>, №, <адрес>, - ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано было совершить действия по оснащению прибором учета тепловой энергии указанное здание в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации Борисоглебского филиала ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенное по адресу: <адрес>, до настоящего времени не оснащено прибором учета поставляемой тепловой энергии.
Доводы ответчиков, заявленные в возражениях против удовлетворения иска, суд считает несостоятельными, направленными на переоценку установленных юридически значимых обстоятельств по рассматриваемому гражданскому делу.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ)
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В рассматриваемом случае отсутствие прибора учета тепловой энергии в здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенном по адресу: <адрес>, №, <адрес>, приводит к бесконтрольному, неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса, что, как следствие, ведет к необоснованному расходованию средств местного бюджета, а в конечном итоге, - нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц жителей городского округа.
Изложенное свидетельствует о бездействии ответчиков в организации исполнения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере энергоснабжения.
При этом суд не усматривает процессуальных нарушений при выборе прокурором способа защиты прав граждан, нарушения подведомственности рассмотрения дел и вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность двух субъектов гражданских правоотношений.
Заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
удовлетворить иск Борисоглебского межрайпрокурора <адрес>, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию Борисоглебский городской округ <адрес> в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал), муниципальному бюджетному учреждению культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
Признать бездействие муниципального образования Борисоглебский городской округ <адрес>, муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» по неоснащению до настоящего времени прибором учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, муниципальное бюджетное учреждение культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» оснастить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии, а также обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий –
Дело № 2-353/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Борисоглебск 6 марта 2013 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Разумова М.В.,
при секретаре Невзоровой О.И.,
с участием прокурора Гарина А.А.,
представителей ответчиков –
администрации Борисоглебского городского округа
Воронежской области по доверенности Григоровой О.Ю.,
общества с ограниченной ответственностью
«Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал)
по доверенности Бажанова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Борисоглебский городской округ Воронежской области в лице администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области, обществу с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал), муниципальному бюджетному учреждению культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им. Н.Г.Чернышевского» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,
установил:
Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> обратился в суд с иском, указывая, что Борисоглебской межрайпрокуратурой в ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с договором на отпуск тепловой энергии № БГ-38 от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис», в лице Борисоглебского филиала, (далее – ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис») подает тепловую энергию в здание муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4 (далее МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4»), расположенное по адресу: <адрес>, № в городе <адрес>.
Собственником здания, расположенного по указанному адресу является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ и передано в оперативное управление МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4».
В здании отсутствуют приборы учета тепловой энергии. При этом здание не является ветхим, аварийным, не подлежит сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ. максимальный объем потребления тепловой энергии зданий составляет более чем две десятых гигакалории в час.
Учитывая, что муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес> и МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» не оснастило до ДД.ММ.ГГГГ прибором учета тепловой энергии здание, расположенное по адресу: <адрес>, ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано было совершить действия по оснащению прибором учета тепловой энергии указанное здание до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации Борисоглебского филиала ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенное по адресу: <адрес>, до настоящего времени не оснащено прибором учета поставляемой тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие прибора учета тепловой энергии в здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенном по адресу: <адрес>, по мнению прокурора, приводит к бесконтрольному, неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса и, как следствие, не приводит к экономии средств местного бюджета, поэтому нарушает права неопределенного круга лиц.
Прокурор, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просит: признать бездействие муниципального образования Борисоглебский городской округ <адрес>, муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общества с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» по не оснащению до настоящего времени прибором учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, муниципальное бюджетное учреждение культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» оснастить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии, а также обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в срок - до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор ФИО5 иск поддержал.
Представитель ответчика - администрации Борисоглебского городского округа <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, иск не признала, мотивируя тем, что рассмотрение заявления не подведомственно городскому суду поскольку из заявления усматривается наличие экономического характера правоотношений. В связи с чем, представитель ответчика - администрации городского округа просит производство по делу прекратить.
Представитель ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» ФИО7, действующий по доверенности, также заявил возражения против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что заявление подано с нарушением правил подведомственности, установленных ст.22 ГПК РФ, ст.27 АПК РФ. Вопрос об учете потребляемых ресурсов, в том числе тепловой энергии влияет на экономические взаимоотношения сторон договора энергоснабжения (ответчиков по делу). Учет потребленного ресурса не влияет на то количество тепловой энергии, которое ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано поставить исходя из условий действующего договора, СниП «Строительная климатология», иных правил и действующего законодательства. Приборы учета используемых энергетических ресурсов применяются при осуществлении расчетов. Требования прокурора, заявленные в порядке гл.25 ГПК РФ, согласно которой могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст.254 ГПК РФ). ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» не относится ни к одному из указанных субъектов публичных правоотношений. По мнению представителя ответчика, прокурор не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность двух субъектов гражданских правоотношений. Прокурор не представил доказательств того, что отсутствие прибора учета приводит к неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса, и, как следствие, не приводит к экономии средств местного бюджета, поэтому нарушает права неопределенного круга лиц. Напротив, наличие прибора учета никак не влияет на количество тепловой энергии, которое энергоснабжающая организация обязана поставить абонентам. Количество тепловой энергии зависит от температуры наружного воздуха, удельных тепловых характеристик отапливаемого здания (этажность, материал стен, крыши и т.п.). Для тех целей, которые преследует прокурор (энергосбережение), абонент обязан проводить энергоаудит (обследование): в соответсвии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основными целями энергетического обследования являются: определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом. От представителя поступили письменные возражения на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что в соответствии с уставом МБУК БГО «Драмтеатр» (далее - Театр) собственником имущества учреждения является муниципальное образование Борисоглебского городского округа <адрес>. Все требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе и по оборудованию нежилых зданий приборами учета потребляемой энергии, адресованы исключительно собственникам данных зданий. Просит межрайонному прокурору Борисоглебской межрайонной прокуратуры в удовлетворении заявленных требованиях отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системы централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 4 статьи 13 Закона определено, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В силу ч.1 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
здания, строения, сооружения строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона энергетическая эффективность это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Вопросы обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, их соответствие требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской ФИО1, которое вправе установить первоочередные требования энергетической эффективности, определены статьей 11 Федерального закона.
Обеспечение энергетической эффективности не отменяет требования статьи 13 Федерального закона об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Согласно ст.24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Указанные положения Закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Частью 12 статьи 13 Закона определено, что до ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающая организация обязана совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанная организация осуществляет, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
На основании договора на отпуск тепловой энергии № БГ-38 от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис», в лице Борисоглебского филиала, (далее – ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис»), подает тепловую энергию в здание муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4 (далее МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4»), расположенное по адресу: <адрес>, №, <адрес>.
Собственником здания, расположенного по указанному адресу, является Муниципальное образование Борисоглебский городской округ и передано в оперативное управление МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4».
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в здании отсутствуют приборы учета тепловой энергии. При этом здание не является ветхим, аварийным, не подлежит сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ. Максимальный объем потребления тепловой энергии зданий составляет более чем две десятых гигакалории в час.
Изложенные обстоятельства ответчиками по существу не оспариваются.
Учитывая, что муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, и МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» не оснастило до ДД.ММ.ГГГГ прибором учета тепловой энергии здание, расположенное по адресу: <адрес>, №, <адрес>, - ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» обязано было совершить действия по оснащению прибором учета тепловой энергии указанное здание в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По информации Борисоглебского филиала ООО «Воронежтеплоэнерго-Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенное по адресу: <адрес>, до настоящего времени не оснащено прибором учета поставляемой тепловой энергии.
Доводы ответчиков, заявленные в возражениях против удовлетворения иска, суд считает несостоятельными, направленными на переоценку установленных юридически значимых обстоятельств по рассматриваемому гражданскому делу.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ)
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В рассматриваемом случае отсутствие прибора учета тепловой энергии в здание МБУК БГО «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4», расположенном по адресу: <адрес>, №, <адрес>, приводит к бесконтрольному, неэффективному и нерациональному использованию указанного энергоресурса, что, как следствие, ведет к необоснованному расходованию средств местного бюджета, а в конечном итоге, - нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц жителей городского округа.
Изложенное свидетельствует о бездействии ответчиков в организации исполнения законодательства, регулирующего правоотношения в сфере энергоснабжения.
При этом суд не усматривает процессуальных нарушений при выборе прокурором способа защиты прав граждан, нарушения подведомственности рассмотрения дел и вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность двух субъектов гражданских правоотношений.
Заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
удовлетворить иск Борисоглебского межрайпрокурора <адрес>, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию Борисоглебский городской округ <адрес> в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» (Борисоглебский филиал), муниципальному бюджетному учреждению культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
Признать бездействие муниципального образования Борисоглебский городской округ <адрес>, муниципального бюджетного учреждения культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» по неоснащению до настоящего времени прибором учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать муниципальное образование Борисоглебский городской округ <адрес>, в лице администрации Борисоглебского городского округа <адрес>, муниципальное бюджетное учреждение культуры Борисоглебского городского округа «Борисоглебский драматический театр им.ФИО4» и общество с ограниченной ответственностью «Воронежтеплоэнерго-Сервис» оснастить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии, а также обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий –