Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-239/2016 ~ М-205/2016 от 06.04.2016

Дело № 2–239/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2016 года пос. Шаля

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

ответчиков М.С.Н., М.Е.С., выступающих в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Шалинского городского округа к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области, М.С.Н. и М.Е.С., выступающих в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.С. о признании недействительным решения администрации Шалинского городского округа № 4 от 19.10.2009 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; признании недействительным постановления администрации Шалинского городского круга № 394 от 10.04.2010 «О предоставлении жилого помещения по договорам социального найма»; признании недействительным договора социального найма б/н от 11.05.2010, заключенного между МУП ШГО «Шалинская ЖКС» и М.С.Н.; признании недействительным договора бесплатной передачи квартиры в собственность от 24.10.2011; признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о праве общей долевой собственности М.С.Н., М.Е.С., М.А.С. на квартиру по адресу: <адрес>; выселении из занимаемого жилого помещения М.С.Н., М.Е.С., М.А.С., не позднее месяца со дня вступления решения в законную силу; возложении на администрацию Шалинского городского округа обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение по указанному адресу

у с т а н о в и л

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в интересах Шалинского городского округа в суд с иском к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области (далее - Администрация), М.С.Н. и М.Е.С., выступающих в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., о признании недействительным решения Администрации № 4 от 19.10.2009 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»; признании недействительным постановления Администрации № 394 от 10.04.2010 «О предоставлении жилого помещения по договорам социального найма»; признании недействительным договора социального найма б/н от 11.05.2010, заключенного между МУП ШГО «Шалинская ЖКС» и М.С.Н.; признании недействительным договора бесплатной передачи квартиры в собственность граждан от 24.10.2011; признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о праве общей долевой собственности М.С.Н., М.Е.С., М.А.С. на квартиру по адресу: <адрес> выселения из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, М.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не позднее месяца со дня вступления решения в законную силу; возложении на Администрацию обязанности принять в муниципальную собственность квартиру, расположенную адресу: <адрес>.

Свой иск прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения Администрацией жилищного законодательства нуждающимся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма были выявлены нарушения.

Так, проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. обратился к Главе Шалинского городского округа с заявлением о включении его в список малоимущих граждан в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

19.10.2009 Администрацией принято решение № 4 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», согласно которому М.С.Н. признан малоимущим и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с включением в соответствующий список очередников.

24.04.2010 Администрацией вынесено постановление № 394 о предоставлении М.С.Н. по договору социального найма жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 47,4 м2.

11.05.2010 на основании постановления Администрации № 394 от 24.04.2010 между МУП «Шалинская ЖКС» и М.С.Н. заключен договор б/н социального найма жилого помещения, по которому последнему, а также членам его семьи: супруге М.Е.С. и дочери М.А.С. в бессрочное владение и пользование передана квартира. В тот же день М.С.Н., М.Е.С. и М.А.С. переехали из квартиры по адресу: <адрес>, в которой проживали, в указанную квартиру и зарегистрировались в ней по постоянному месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация передала данную квартиру безвозмездно в собственность М.С.Н. по договору бесплатной передачи квартиры в собственность. Данный договор зарегистрирован в Комитете по управлению имуществом Администрации за от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. зарегистрировано право собственности на квартиру, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за .

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шалинского района Вылегжанина А.В. иск прокурора уточнила, просила предоставить ответчикам срок для выселения - не позднее 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в остальном исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, мотивируя тем, что заявление М.С.Н. в Личном деле датировано ДД.ММ.ГГГГ. Имущественное положение М.С.Н. должны были проверить специалисты Администрации как на момент постановки на учет, так и на момент выделения жилого помещения, однако они этой обязанности не исполнили. М. был представлен неполный пакет документов. М. была предоставлена квартира, однако люди малоимущие, нуждающиеся, чьи права были нарушены. Это 18 человек, не получившие жилье, стоящие в очереди перед М.С.Н.. Конечно не его вина, что не проверили весь список документов, предоставляемых малоимущими, нуждающимися в жилье гражданами, однако закон один для всех.

Представитель ответчика – Администрации надлежаще извещенный о времени и дате судебного заседания не явился, заявления об отложении рассмотрения дела не заявлял. Представитель Сюкосев А.В., ранее участвовавший в судебном заседании заявленный к Администрации иск не признал, предоставив отзыв, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Шалинского района уже проводилась проверка исполнения жилищного законодательства в части предоставления жилья М.С.Н.. Запрашиваемая им информация в установленный срок была предоставлена Администрацией в прокуратуру с сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ для принятия мер прокурорского реагирования. Таким образом, истцу было известно о факте предоставления М.С.Н. жилого помещения, протестов прокурором не приносилось, никаких нарушений законодательства не было выявлено. Следовательно, по мнению ответчика, в соответствии с законодательством истек срок исковой давности в части обжалования договора социального найма и приватизации жилого помещения, предоставленного семье М.С.Н.. Кроме того, данное дело, по мнению представителя, должно рассматриваться в порядке КАС РФ (л.д.).

М.С.Н., являющийся законным представителем М.А.С. иск прокурора не признал, пояснив, что им негде жить. После того как он пришел из армии, они с супругой жили в съемном жилье, хотя зарегистрированы были у родителей, но фактически там не проживали. С родителями жить было невозможно, так как там проживали братья с женами, мать, отец. Поэтому они снимали жилье, жили в избушках. Сейчас брат с женой также живут у матери, средний брат построил жилье. Когда он устроился на работу в Администрацию, то написал заявление на улучшения жилья, ему назвали документы, какие нужно предоставить. Он все собрал, предоставил. Заявление в Администрацию было написано в 2007 году, хотя в иск написано, что он обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик – М.Е.С., одновременно являющаяся законным представителем М.А.С. иск прокурора не признала, пояснив, что в квартире, которую им предоставили по <адрес>, они прожили более 6 лет. Они были самыми первыми, кого заселяли, в квартире ничего не было, и им пришлось доделывать квартиру, чтобы там можно было жить.

Ранее участвовавший в судебном заседании представитель третьего лица Тепляков В.К. заявленные в иске прокурором требования оставил на усмотрение суда, так как МУП «Шалинская ЖКС» заключило договор социального найма с ответчиками на основании постановления главы Администрации.

Выслушав представителя истца Вылегжанину А.В., ответчиков – М.С.Н. и М.Е.С., являющихся законными представителями М.А.С., согласившихся рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, заслушав заключение прокурора Вылегжаниной А.В., полагающей, что основания для отказа в удовлетворении иска отсутствуют, изучив отзыв ответчика - Администрации, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено – М.С.Н., находясь в зарегистрированном браке с М.Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы и проживали по адресу: р.<адрес>, имеют несовершеннолетнюю дочь М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.).

Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. обратился с заявлением, о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий путем строительства (приобретения) жилого дома (квартиры) с использованием средств областного бюджета (л.д.). Ответа от Администрации суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. обратился на имя главы Шалинского городского округа - о включении его в составе семьи из трех человек в список малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией принято решение «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», согласно которому М.С.Н. признан малоимущим, и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с включением в соответствующий список очередников за (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией вынесено постановление в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - о предоставлении М.С.Н. по договору социального найма жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 47,4 м2 (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Шалинская ЖКС» и М.С.Н. заключен договор б/н социального найма жилого помещения, по которому последнему, а также членам его семьи: супруге М.Е.С. и дочери М.А.С. в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение - квартира. В тот же день М.С.Н., М.Е.С. и М.А.С. переехали из квартиры по адресу: <адрес>, в которой ранее проживали, в указанную квартиру, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались в ней по постоянному месту жительства (л.д.).

В соответствии с постановлением главы Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. снят с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация передала данную квартиру безвозмездно в собственность М.С.Н. по договору бесплатной передачи квартиры в собственность граждан. Данный договор зарегистрирован в Комитете по управлению имуществом Администрации за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. зарегистрировано право собственности на квартиру, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним за и получены свидетельства о государственной регистрации права на общую долевую собственность в 1/3 на каждого члена семьи (л.д.).

Основанием предъявления прокурором Шалинского района послужили результаты проведенной проверки в апреле 2016 года соблюдения Администрацией жилищного законодательства при предоставлении жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма, в ходе которой выявлены нарушения (л.д.17, 43, 49).

В силу п. 4.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации - малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по таким договорам предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок признания органами местного самоуправления Свердловской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96-03 "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области".

Согласно п. 3 ст. 3 и п. 1 ст. 4 указанного Закона 96-03, граждане для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи, в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда к подаваемым ими для этого заявлениям прилагают документы, указанные в п. 1 ст. 2 настоящего Закона (справки, подтверждающие получение доходов каждым членом семьи) и абз. 1 п. 1 ст. 3 настоящего Закона (сведения о находящихся в собственности членов семьи: жилых домах, квартирах, дачах, гаражах, иных строениях, помещениях и сооружениях, относящихся в соответствии с федеральным законом к объектам налогообложения налогом на имущество физических лиц; земельных участков, относящихся в соответствии с федеральным законом к объекту налогообложения земельным налогом; транспортных средствах, относящихся в соответствии с федеральным законом к объекту налогообложения транспортным налогом).

Органы местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в установленном соответствующими органами местного самоуправления порядке проводят проверку полноты и достоверности сведений, находящегося у гражданина и членов его семьи в собственности имущества, предусмотренного п. 1 ст. 3 настоящего Закона.

В соответствии с частями 3, 4, 5 и 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Свердловской области принят и действует Закон от 22.07.2005 N 97-03 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области».

В силу п. З ст. 5 Закон № 97-03, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда граждан, являющихся среди прочих членами семьи собственника жилого помещения (каковым являлся М.С.Н. на момент подачи заявления о принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда), к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, предоставляют: копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи на находящееся в собственности жилое помещение, в том числе копии свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; копию технического паспорта иного документа, содержащего техническую информацию о жилом помещении, занимаемом заявителем и членами его семьи.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1)    не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения;

2)    являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3)    проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4)    являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами
семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Поскольку М.С.Н. не относится к льготным категориям, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, по мнению суда он не имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как малоимущий.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Областного Закона № 97-03 органы местного самоуправления при рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда проверяют наличие обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета.

Согласно частям 3 и 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Однако, как видно из акта проверки от 26.02.2016, и рапорта помощника прокурора от 05.04.2016 - в ходе прокурорской проверки выявлены грубейшие нарушения указанных выше положений жилищного законодательства, допущенные Администрацией при предоставлении по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н. квартиры (л.д.).

Так, в нарушение установленного ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 4 Областного Закона № 96-03 документы для определения размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена (справки о доходах, подлежащих налогообложению (по форме 2 НДФЛ) за три года, предшествующих году обращения, то есть за 2006, 2007 и 2008 годы), и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи в Администрацию М.С.Н. с заявлением не предоставлялись, соответственно данное имущественное положение семьи Администрацией не проверялось и не оценивалось. Данные нарушения могли бы быть выявлены перед предоставлением М.С.Н. жилого помещения по договору социального найма, однако, юридическая служба Администрации это либо не проверила, либо не знала о данном постановлении, поскольку подпись юридической службы в согласовании к постановлению отсутствует (л.д.).

Кроме того, М.С.Н. на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении работал в Администрации, М.Е.С. - у ИП Л.В.Г., в собственности у М.С.Н. и членов его семьи имелись автомобили Опель-Кадет государственный регистрационный знак (л.д. ).

Также, М.С.Н. в нарушение п. 3 ст. 5 Закона № 97-03 не предоставлены в Администрацию документы, подтверждающие право пользования на квартиру по адресу: <адрес> - 6, в которой заявитель проживал с семьей на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как малоимущий, а также документы, содержащие техническую информацию о жилом помещении, занимаемом заявителем и членами его семьи.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Администрацией в нарушение требований ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 3 Закона № 96-03 при признании М.С.Н. малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не проверена полнота и достоверность сведений, находящегося у М.С.Н. и членов его семьи имущества, в виду отсутствия Порядка проверки полноты и достоверности таких сведений, который должен быть установлен органами местного самоуправления.

Кроме этого, Администрацией в нарушение требований п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 12 Областного Закона N 97-03 заявление М.С.Н. о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда не зарегистрировано в соответствующем журнале (л.д.).

М.С.Н. не включен в журнал учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако учетному делу М.С.Н. незаконно и необоснованно присвоен порядковый номер , и он так же незаконно и необоснованно включен в список, граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях за (л.д.).

Так же, Администрацией в нарушение ч. 1 ст. 13 Закона № 97-03 при рассмотрении вопроса о предоставлении М.С.Н. и членам его семьи по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не проведена проверка наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, с учета.

В связи с указанными выше нарушениями жилищного законодательства при учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда решение Администрации № 4 от 19.10.2009 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», постановление Администрации № 394 от 29.04.2010 «О предоставлении по договору социального найма жилого помещения» И заключенный на основании данного постановления договор социального найма жилого помещения от 11.05.2010 незаконны.

Поскольку М.С.Н. в установленном законом порядке не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в силу пунктов 1 и 2 ст. 167, п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, у него не возникло право на получение по договору социального найма квартиры.

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).

Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 настоящего Кодекса, может служить основанием для предъявления в судебном порядке требований о признании этого решения, а так же заключенного на его основании договора социального найма недействительным и выселении проживающих в жилом помещении лиц, что и заявлено прокурором в иске.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14, разъяснено, что поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им, исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Учитывая, что договор социального найма от 11.05.2010, основанный на незаконных решениях Администрации (решение Администрации № 4 от 19.10.2009 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» и постановление Администрации № 394 от 29.04.2010 «О предоставлении по договору социального найма жилого помещения») является ничтожной сделкой, она не влечет законных последствий, в связи с чем, недействительным считается договор безвозмездной передачи указанной квартиры в собственность граждан от 24.10.2011 и запись о праве общей долевой собственности М.С.Н., М.А.С., М.Е.С. по 1/3 на квартиру за подлежит исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, ввязанных с защитой нрава собственности и других вещных прав»).

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Нарушение публичных интересов выразилось в том, что в результате незаконной сделки Шалинский городской округ не выполнил в соответствии с п. 11 ст. 6 Устава Шалинского городского округа свою обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в предоставлении такого жилья, состоящими в списке очередности перед М.С.Н. (л.д.), то есть нарушены права и законные интересы граждан, которые в установленном законом порядке признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но его не получили (л.д.).

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 указано, что с требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться среди прочих прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ), следовательно, иск заявлен надлежащим лицом.

В Положении об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Шалинского городского округа (утв. постановлением Главы Шалинского городского округа от 02.05.2006 № 285) говорится, что при предоставлении жилья по договору социального найма, соответствующий специалист обязан проверить каждого гражданина на наличие оснований для постановки на учет либо снятия с этого учета. Вместе с тем, как установлено, эта проверка в отношении семьи М.С.Н. проведена не была.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании поданных в указанный орган по месту своего жительства заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого из совместно проживающих членов семьи (супругов, детей и родителей, других родственников и иных лиц, признаваемых в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи) и порядок определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина либо в собственности членов семьи установлен Законом Свердловской области от 22.07.2005 № 96–ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области».

В силу статей 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно пункту 1.3 Положения «О порядке переселения собственников, нанимателей и иных лиц из жилых помещений, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда» жилые помещения, предназначенные для отселения, предоставляются для проживания по договорам социального найма отселяемым гражданам и членам их семей, проживавшим в жилых помещениях и аварийных домах по договорам социального найма.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, однако и данных оснований для вселения в указанное жилое помещение ответчиками суду не представлено.

Также, действиями ответчиков нарушены права и законные интересы иных граждан, которые в установленном законом порядке признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, но его не получившими.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Шалинского городского округа, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Уточненное требование истца о выселении семьи М.С.Н. из занимаемого жилого помещения суд нашел возможным, удовлетворить, установив срок для его исполнения – не позднее 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу - с целью предоставления ответчикам разумного времени для выселения и подыскания иного жилья.

Что касается доводов представителя ответчика Сюкосева А.В. в том, что «24.07.2010 прокурором Шалинского района уже проводилась проверка исполнения жилищного законодательства в части предоставления жилья М.С.Н.. Таким образом, истцу было известно о факте предоставления М.С.Н. жилого помещения, протестов прокурором не приносилось, никаких нарушений законодательства не было выявлено. Значит, в соответствии с законодательством истек срок исковой давности в части обжалования договора социального найма и приватизации жилого помещения, предоставленного семье М.С.Н.. Кроме того, данное дело, по мнению представителя, должно рассматриваться в порядке КАС РФ» прихожу к следующему.

Как установлено, по требованию прокурора Шалинского района от 24.07.2010 проводилась проверка по жалобе физического лица по вопросу несоответствия жилых домов, расположенных по <адрес> и <адрес>, построенных для ветеранов, санитарным нормам и правилам (л.д.).

В свою очередь, согласно рапорту помощника прокурора Вылегжаниной А.В. от ДД.ММ.ГГГГ проводилась общенадзорная проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией, по результатам которой установлены нарушения, заявленные прокурором в настоящем иске.

Кроме того, согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем, кроме заявленных требований о признании действий администрации и актов органа местного самоуправления незаконными, прокурором, в том числе, заявлены исковые требования о признании не приобретшими права на жилье ответчиками М., то есть имеет место спор о праве, а значит, дело подлежит рассмотрению в общем исковом порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, доводы представителя ответчика в данной части суд нашел необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчиков М.С.Н. и М.Е.С. подлежит поровну государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 рублей, исходя из иска, не подлежащего оценке, взыскиваемого с физических лиц, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, а Администрация освобождена от ее уплаты в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Шалинского городского округа к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области, М.С.Н. и М.Е.С., выступающих в своих интересах и интересах несовершеннолетней М.А.С. о признании недействительным решения администрации Шалинского городского округа; признании недействительным постановления администрации Шалинского городского круга; признании недействительным договора социального найма; признании недействительным договора бесплатной передачи квартиры в собственность; признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве общей долевой собственности М.С.Н., М.А.С., М.Е.С. на квартиру по адресу: <адрес>; выселении названных ответчиков из занимаемого жилого помещения не позднее 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложении на администрацию Шалинского городского округа обязанности принять в муниципальную собственность жилое помещение по вышеуказанному адресу, удовлетворить.

Признать недействительным решение администрации Шалинского городского округа № 4 от 19.10.2009 «О принятии на учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Признать недействительным постановление администрации Шалинского городского округа № 394 от 10.04.2010 «О предоставлении жилого помещения по договорам социального найма».

Признать недействительным договор социального найма б/н от 11.05.2010 заключенный между Муниципальным унитарным предприятием Шалинского городского округа «Шалинская ЖКС» и М.С.Н..

Признать недействительным договор бесплатной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ М.С.Н., М.Е.С., М.А.С..

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ о праве общей долевой собственности М.С.Н., М.А.С., М.Е.С. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Выселить из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> М.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не позднее пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность принять в муниципальную собственность жилое помещение, расположенное адресу: <адрес>

Взыскать с М.С.Н. и М.Е.С. государственную пошлину в местный бюджет в размере по 150 рублей с каждого.

На решение может быть подана апелляционная жалоба либо принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 01.06.2016.

Председательствующий судья                  В.Е. Ярославцев

2-239/2016 ~ М-205/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шалинского района
Ответчики
Мокроусов Сергей Николаевич
Мокроусова Екатерина Сергеевна
Мокроусова Анна Сергеевна
МУП ШГО "Шалинская ЖКС"
Администрация Шалинского городского округа
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Ярославцев Владимир Евгеньевич
Дело на сайте суда
shalinsky--svd.sudrf.ru
06.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2016Передача материалов судье
11.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2016Судебное заседание
11.05.2016Судебное заседание
26.05.2016Судебное заседание
01.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее