Производство № 2а-4451/2020
УИД 28RS0004-01-2020-003238-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием административного истца Морозова А.Б., административного ответчика государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Хариной Ю.А., представителя УМВД России по Амурской области Герасимова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова А. Б. к государственному инспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Хариной Ю.А. о признании незаконным отказа в замене водительского удостоверения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Морозов А.Б. обратился в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что 03.03.2020 года он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области с заявлением о замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия, но получил отказ на основании п. 27.3 приказа МВД РФ от 20.10.2015 года № 995 с указанием о том, что 11.04.2011 года он был лишен права управления транспортными средствами в связи с привлечением к ответственности по ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ. Между тем, водительское удостоверение у административного истца не изымалось, его не ставили в известность о необходимости сдачи водительского удостоверения. Считает, что в соответствии положениям КоАП РФ постановление о лишении права управления транспортными средствами не подлежит исполнению в связи с истечением срока давности исполнения постановления. На протяжении всего периода неоднократно подвергался проверкам водительского удостоверения, со стороны сотрудников полиции не имелось нареканий. На основании изложенного, просит судпризнать отказ в замене водительского удостоверения незаконным, обязать произвести замену водительского удостоверения.
В судебном заседании административный истец Морозов А.Б. поддержал заявленные требования, указал, что о лишении права управления транспортными средствами он не знал, правила дорожного движения не нарушал, в 2011 году некоторое время находился в г. Москве, никогда не проживал по указанному в постановлении судьи адресу, развелся с женой, автомобиль оставил ей, возможно иное лицо совершило правонарушение на его автомобиле, назвав его данные.
Административные ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что постановлением мирового судьи от 11.04.2011 Морозов А.Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев. Водительское удостоверение гражданином в органы ГИБДД сдано не было.Порядок исчисления срока лишения специального права установлен ст. 32.7 КоАП РФ. Течения срока лишения специального права в силу положений КоАП РФ начинается с момента вступления в законную силу постановления суда, приостанавливается в случае, если лицо не сдало водительское удостоверение.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона для признания действий (бездействия) должностного лица незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Судом установлено, подтверждается представленными материалами, что постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 11.04.2011г. Морозов А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.
03 марта 2020 года Морозов А.Б. обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области с заявлением о замене водительского удостоверения, в связи с окончанием его срока действия.
В замене водительского удостоверения отказано на основании подпункта 27.3 пункта 27 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20 октября 2015 года N 995, в связи с наличием сведений о лишении заявителя специального права управления транспортными средствами.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.6 Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (далее - ПДД) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах представленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Участники, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон) основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются Федеральным законом (ч. 2 ст. 28 Федерального закона).
Приказом МВД России от 20 октября 2015 года N 995 утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Подпунктом 27.3 пункта 27 названного Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами.
Согласно ст. 31.2 КоАП постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии со ст. 32.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения Морозова А.Б. к административной ответственности) исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
На основании ст. 32.7 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения Морозова А.Б. к административной ответственности) течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ч.1).
В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 настоящего Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (ч.1.1 ст. 32.7 КоАП РФ).
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (ч.2 ст. 32.7 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что Морозов А.Б. после вступления в законную силу постановления мирового судьи от 11.04.2011г. о лишении его права управления транспортными средствами, водительское удостоверение в орган ГИБДД, исполняющий наказание, не сдал, следовательно, с учетом вышеперечисленных положений закона срок лишения специального права прерван, начнет исчисляться только с момента фактического изъятия водительского удостоверения.
Ссылки административного истца на неоднократную проверку его водительского удостоверения сотрудниками ГИБДД, не исключают вышеизложенных выводов суда. Доводы заявителя о том, что постановление не подлежит исполнению в связи с истечением срока давности его исполнения, основаны на неверном толковании норм права.
Ч.1 ст. ст. 31.9 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 71-ФЗ), установлено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Ч.2 ст. 31.9 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых событий и в действующей редакции) предусмотрено, что течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
Вопреки доводам Морозова А.Б., он не отбыл наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Таким образом, с учетом наличия сведений о лишении Морозова А.Б. права на управление транспортными средствами, оспариваемые действия должностных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, выразившиеся в отказе в замене водительского удостоверения на право управления транспортными средствами, являются правомерными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Морозовым А. Б. к государственному инспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Хариной Ю.А. требования о признании незаконным отказа от 03.03.2020г. в замене водительского удостоверения, возложении обязанности произвести замену водительского удостоверения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме составлено 10 августа 2020 года.