№ 2- 11/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года с.Буздяк
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Имашевой Э.М., при секретаре Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д. к Администрации сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес>, третье лицо: Буздякский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании сделки действительной и признании права собственности на здание теплой стоянки автомашин,
установил:
Д. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес>, третье лицо: Буздякский отдел Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании сделки действительной и признании права собственности на здание теплой стоянки автомашин. В обоснование иска он указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и конкурсным управляющим МУСП «Т.» Л., он за 64 400 рублей выкупил здание теплой стоянки автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>. сторонами в сделке были соблюдены требования ст.224 Гражданского кодекса Российской Федерации по передаче недвижимого имущества. С указанного времени он добросовестно пользуются указанным недвижимым имуществом как своим собственным. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в регистрации здания теплой стоянки автомашин отказывает в связи с отсутствием первичной регистрации у правообладателя. Прежний собственник МУСП «Т.» ликвидировано, правопреемника не имеет. Иных лиц, имеющих правопритязания на спорное имущество, не имеется, гараж под арестом не состоит, в залоге не находится, не обременен иным образом. Поскольку он является добросовестным приобретателем недвижимости, которую прибрел на торгах, считает, что ему не законно отказано в регистрации его права как собственника. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит признать сделку совершенной, а договор купли-продажи здания теплой стоянки автомобилей от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 610,2 кв.м., заключенный между ним Д. и конкурсным управляющим МУСП «Т.» Л., действительной, признать за ним право собственности на здание теплой стоянки автомобилей, площадью 610,2 кв.м., расположенной в <адрес>.
В судебное заседание истец Д. не явился, судом извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Представитель третьего лица – Буздякский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом. Своим письменным ходатайством представитель заинтересованного лица Р. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) дело просит рассмотреть без их участия и вынести решение на усмотрение суда.
Представитель истца Ю. и ответчик глава сельского поселения <адрес> сельсовет О. не возражали рассмотрению дела в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Судом на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель истца Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям изложенным в нем обстоятельствам.
Ответчик - представитель сельского поселения <адрес> сельсовет О. в удовлетворении исковых требований не возражал.
Изучив материалы дела, выслушав пояснение представителя истца ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества
Согласно п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом
На основании п. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130).
В силу п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона №122-ФЗ в редакции до 01 января 2017 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу закона, отчуждение имущества по договору купли-продажи покупателю допускается только собственником этого имущества.
В силу п. п.1, 2 ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя (п. п. 11, 13).
Из разъяснений, содержащихся в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/ 22 от 29 апреля 2010 года (п.п. 58,59) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Д. обратился к конкурсному управляющему Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия имени «Т.» с заявкой на участие в торгах по продаже имущества Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия имени «Т.», выразив свое намерение участвовать на аукционе по продаже здания теплой стоянки автомашин, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема передачи от этой же даты, конкурсный управляющий Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия имени «Т.» Л. продал Д. объект недвижимости – здание теплой стоянки автомашин, расположенной по адресу: <адрес>, цена имущества составило 64 400 рублей. Д. в соответствии с условиями договора купли-продажи оплачено 64 400 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру без номера и актом приема-передачи к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие имени «Т.» признано несостоятельным (банкротом). В отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Л. ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия имени «Т.» завершено, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ, документы, не подлежащие хранению по МУСП «Т.», как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение, в том числе договор купли-продажи здания теплой стоянки автомашин от ДД.ММ.ГГГГ, уничтожены.
Адресной справкой, выданной администрацией сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан без исх. даты установлено, что зданию теплой стоянки автомашины присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Уведомлением о снятии с учета Российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за № установлено, что Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие имени «Т.» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту здания теплой стоянки автомашин, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь здания составляет 610,2 кв.м., год постройки ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости по адресу: <адрес>, не зарегистрирован.
Согласно справке, выданной Комитетом по Управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес>, нежилое здание (теплая стоянка), расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не значится.
В регистрации права собственности Д. на спорное здание Буздякским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Как следует, из разъяснений, содержащихся в Постановления Пленума Верховного Суда Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за № (п.52, 59) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в Постановления Пленума Верховного Суда Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Как следует из материалов дела, право собственности МУСП «Т.» на нежилое здание – теплой автостоянки автомобилей, расположенное по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (п.2 ст.6 Закона №122-ФЗ в редакции до ДД.ММ.ГГГГ)
Кроме того, истцом в обоснование своих требований не представлено доказательств наличия права собственности у МУСП «Матросовское» на спорный объект недвижимости на момент сделки, то есть зарегистрированного права продавца на спорный объект недвижимости, не добыты они и в судебном заседании.
Представленные истцом в обоснование своих доводов договор купли-продажи и акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждают принадлежность спорного объекта МУСП «Т.», а впоследствии Д.
Доводы истца и его представителя о том, что имущество приобретено на торгах в ходе банкротства продавца и осуществлялось конкурсным управляющим МУСП «Т.» являются несостоятельными, поскольку в материалы дела не представлены доказательства приобретения имущества на торгах у собственника данного имущества. Соответственно не представлено доказательств о том, что МУСП «Т.» имело право на отчуждение спорного имущества.
В данном случае, хотя договор купли-продажи здания теплой стоянки автомобилей был заключен истцом и конкурсным управляющим и истец уплатил предусмотренную договором цену, право собственности на нежилое помещение у него не возникло из-за несоблюдения правил государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, установленных Гражданским кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как следует из разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (п.63) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и, исходя из приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Д. исковых требований о признании сделки действительной и признании права собственности на здание теплой стоянки автомашин, поскольку в на момент заключения договора купли-продажи недвижимого имущества продавец МУСП «Т.» не обладал правом собственности на спорное имущество, то есть не имел права отчуждать данное имущество, истец, обратившись в суд с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество, по существу просит признать за ним право, отсутствующее у него на момент предъявления иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Д. к Администрации сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес>, третье лицо: Буздякский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании сделки действительной и признании права собственности на здание теплой стоянки автомашин, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья
Благоварского межрайонного суда
Республики Башкортостан подпись Э.М.Имашева
Решение не вступило в законную силу.