Решение по делу № 02а-0695/2022 от 28.02.2022

Решение

Именем Российской Федерации

 

13.12.2022 года Замоскворецкий   районный суд адрес в составе председательствующего судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-695/2022 по иску Осколкова Данила Геннадьевича к ФСИН России об устранении допущенного нарушения прав, переводе в иное исправительное учреждение, взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

фио Д.Г. обратился с административным иском к ФСИН России о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, взыскании компенсации, указывая, что в 2017 году он был осужден Кировским областным судом к отбыванию наказания в исправительной колонии строго режима. Имеет регистрацию по месту жительства в адрес. После вступления в законную силу приговора суда, для отбытия наказания направлен в ФКУ ИК-49 УФСИН России по адрес. Считает незаконным направление на столь дальнее для отбытия наказания от его места жительства и места жительства его родственников, нарушающим права и законные интересы  административного истца на уважение личной и семейной жизни. В ответ на его заявления о переводе в исправительное учреждение адрес, ближе к месту жительства его родственников, получал «отписки».

Просит признать действия (бездействия) ФСИН России по не переводу в другое исправительное учреждение незаконным и необоснованным, обязать ФСИН России перевести его для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.

Административный истец фио о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечить его участия в судебном заседании не представилось возможным.

Представитель ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, фио до ареста проживал в адрес, мать административного истца проживает на территории адрес.

Осужден 16.01.2017 г. Кировским областным судом к 16 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

После вступления приговора суда в законную силу в соответствии с ч.3 ст. 80 УИК Российской Федерации для отбывания наказания направлен ФКУ ИК-49 УФСИН России по адрес.

Административный истец направил в ФСИН России заявление о переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников.

28.10.2021 г. ФСИН России направила ответ о том, что перевод будет осуществлен в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания в ином исправительном учреждении.

Согласно ст. 81 УИК РФ  перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение  и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018  17.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

Перевод осуществляется ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе.

В материалах дела имеется письмо ФСИН России о том, что 02.12.2021 года принято решение о переводе осужденного Осколкова Д.Г. в соответствии с ч. 2 ст. 81 УИК Российской Федерации для отбывания наказания в исправительное учреждение строго режима ГУ ФСИН России по адрес, ближе к месту жительства родственников. Административный иск Осколкова Д.Г. датирован 20.12.2021г.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Осколкова Д.Г. о признании незаконным бездействия должностных лиц ФСИН России в непринятии на протяжении длительного времени решения по его заявлению и обязании должностных лиц ФСИН России устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежит, поскольку заявление фио в настоящее время рассмотрено - принято решение о переводе осужденного Осколкова Д.Г. для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства родственников.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований, поскольку объективных и допустимых доказательств, подтверждающих, что имеются нарушения прав и свобод административного истца, не имеется. Права, свободы и законные интересы административного истца действиями ответчика не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Решил:

В удовлетворении административного иска к ФСИН России об обязании ФСИН России перевести административного истца для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников - отказать.

 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд   через  Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

Судья:                                                                 Н.Г. Хайретдинова

 

Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2022 г.

02а-0695/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 13.12.2022
Истцы
Осколков Д.Г.
Ответчики
УФСИН РФ
Суд
Замоскворецкий районный суд
Судья
Хайретдинова Н.Г.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
13.12.2022
Решение
20.12.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее