Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2014 ~ М-92/2014 от 23.01.2014

Дело № 2-102/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2014 года п. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кулагиной И.В.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к <адрес> ФИО5 <адрес>, Администрации Аргинского сельсовета о признании отказа в выплате компенсации за частично утраченное имущество, в связи с чрезвычайной ситуацией, незаконным; обязании включить в списки граждан, имеющих право на финансовую помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, признании пострадавшими,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО4 С.С. и ФИО4 А.А. обратились в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 года № 123-р, на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации. В связи с тем, что большинство городов и сел Амурской области оказались в зоне наводнения по причине длительных проливных дождей. Распоряжением главы Серышевского района № 406 от 04 августа 2013 года режим ЧС введен на территории Серышевского района Амурской области. ФИО4 С.С. зарегистрирована и проживает вместе с семьей в селе <адрес>, о чем свидетельствует справка за № 645 от 11.11.2013г., а так же договор социального найма № 156 от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> тоже оказалось в числе затопленных районов. Актом обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС - затопления, произошедшего с 9 на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в доме <адрес> имеются следующие повреждения: затоплено и обвалилось подполье, промыло фундамент снаружи, в квартире потрескались стены, фундамент под печкой перекошен, печь имеет трещины местами до 2-3 см. В ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 г. №68 в ред. ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года и Постановлением правительства Хабаровского края от 02 сентября 2013 года № 259-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с ЧС, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождающимися паводками» помощь гражданам, пострадавшим в связи с ЧС, оказывается путем предоставления финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в размере 100 000 (сто тысяч) рублей на человека за частичную утрату имущества (постановление Правительства РФ от 13.08.2008г. № 750). Указанная компенсация выплачивается, в случае если вода вошла в дом, испорчена мебель и техника, но, как правило, денежные средства направляются на ремонт и восстановление жилых домов. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов. Несмотря на то, что ФИО4 С.С. достаточно длительное время зарегистрирована и проживает в селе Введеново, которое входит в число населенных пунктов, пострадавших от наводнения ей до сих пор не выплатили единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Местные власти при определении размера компенсационных выплат руководствуются Постановлением правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В связи с изложенным считают что ФИО4 С.С. является пострадавшей от подтопления, следовательно, имеет, право на компенсацию причиненного вреда имуществу в результате затопления. На основании изложенного выше и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», просят суд обязать Администрацию Серышевского района Амурской области включить ФИО1 и членов ее семьи, в списки граждан, имеющих право на компенсацию в связи с частичной утратой имущества в результате наводнения за счет средств резервного фонда Правительства РФ; обязать Администрацию Серышевского района Амурской области оказать ФИО1 единовременную материальную помощь в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства РФ с учетом всех членов семьи.

Истица ФИО4 С.С. в полном объеме поддержала доводы искового заявления, уточнив заявленные исковые требования, суду показала, что она с семьей получила единовременную материальную помощь в размере 10000рублей на каждого члена семьи. В результате затопления, произошедшего в августе 2013 года, в доме пошли трещины по стенам, лопнул фундамент, вода была в подполье дома, выше уровня пола не выходила, трещины на печке, отмостка с одной стороны дома отошла на 10 см.В администрацию с письменным заявлением о проведении капитального ремонта она не обращалась.В доме личное имущество не пострадало, подтоплено было сено, уголь. Просила суд признать отказ Администрации Аргинского сельсовета в выплате компенсации за частично утраченное имущество, в связи с ЧС, незаконным; обязать администрацию Аргинского сельсовета включить ее – ФИО4 С.С.. а также членов ее семьи в списки граждан, имеющих право на финансовую помощь в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства РФ, признать их пострадавшими.

Истец ФИО4 А.А. в полном объеме поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения, просил суд их удовлетворить и суду показал, что вода к дому шла со стороны огорода. Поскольку верхний слой почвы огорода глиняный и дождевая вода не впитывается в почву и шла от дома № 4 через дорогу. Вода была во дворе, заходила за дом. Вода от дождя пошла под фундамент, в результате чего обвалилось подполье дома, пол просел на 5 см. Их семья получила единовременную материальную помощь по 10 000 рублей на каждого члена семьи, всего 80 000 рублей, но этих денег не хватило на ремонт, так как они покупали сено, дрова, заменили два окна в доме. В жилом помещении по адресу: <адрес>, их семья проживает на условиях социального найма, но в администрацию Аргинского сельсовета в связи необходимостью в ремонте жилого помещения они письменно не обращались.

Представитель истца ФИО4 А.А. – ФИО7 полном объеме поддержала доводы искового заявления, заявленные исковые требования с учетом их уточнения, и просила суд их удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика – Администрации Аргинского сельсовета ФИО8 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении и суду показала, что комиссия, в состав которой она также входила, в связи с ЧС обследовала каждый дом. Когда комиссия в августе 2013 года обследовала подворье истцов, никаких трещин не было, был подтоплен приусадебный участок, и была вода в подполье, был составлен акт, на основании которого семья ФИО4 была признана пострадавшей и на каждого члена семьи были произведены выплаты по 10 000 рублей, кроме того, ими было получено 15 000 рублей за утраченный урожай. Никакое имущество в результате ЧС у ФИО4 не пострадало, с заявлением о выплате средств на капитальный ремонт они не обращались, кроме того, без согласования с администрацией ими были вставлены окна, хотя в жилом помещении они проживают по договору социального найма, а собственником жилья является администрация Аргинского сельсовета. К тем гражданам, кто обращался с заявлением о проведении капитального ремонта жилого помещения, с обследованием жилого помещения приходила повторно комиссия в состав которой входили специалисты БТИ, лица, имеющие строительное образование, которые давали соответствующее заключение по результатам обследования. В числе других жителей <адрес> семье ФИО4 в качестве гуманитарной помощи были предоставлены бесплатно дрова, уголь по льготной цене.

Представитель ответчика – Администрации Серышевского района, Горожанкин С.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, в связи с тем, что истцы не являются собственниками жилого помещения, с письменным заявлением на капитальный ремонт жилого помещения не обращались, доказательств того, что в результате ЧС пострадало их личное имущество не представили.

Третье лицо Министерство финансов ФИО5 <адрес>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, свидетелей, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО10 суду показала, что она в составе комиссии по подтоплению обследовала жилое помещение семьи ФИО4, расположенное по адресу: <адрес>. При первом обследовании, в августе 2013 года, воды в подполье не было, потом ФИО4 С.С. сказала, что вода пришла и ушла, при этом ни мебель, ни имущество не пострадало. Комиссией были сделаны фотографии, на которых видно, что никаких повреждений нет. При обследовании в ноябре 2013 года в подполье уже была свеже заготовленная продукция.

Свидетель ФИО11 суду показала, что она проживает по соседству с семьей ФИО4, их дома расположены напротив, через дорогу. В период ЧС воды во дворе не было, была в огороде от ливневых дождей. Вода пришла на их улицу ДД.ММ.ГГГГ, когда прорвало дамбу. Она была у ФИО4 и видела, что у них была вода в подполье, которое глубиной 1,5 метра, около 50 см, фундамент промыло, кирпичную кладку, трещины по печке и стенам дома. Обращались ли истцы в администрацию с вопросом обследования дома после 25 августа, ей неизвестно.

Свидетель ФИО12 суду показала, что она проживает по соседству с семьей ФИО4, с самого детства знакома с ФИО4 С.С., бывает у них дома по два раза в день, в связи с чем, ей известно, что у них в подполье была вода, подмыло фундамент, когда прорвало дамбу и пришла вода на их улицу у них пошли трещины по дому, по печке. В администрации им разъясняли, что на капитальный ремонт могут писать только те, кто получил по 110 000 рублей, а это те, кто проживает в деревянных домах, а остальным не положено. Насколько ей известно, никакое имущество у ФИО4 не пострадало.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».

Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693) Правительству Российской Федерации необходимо принять решение о выплате за счет федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2013 №1592-р Амурской области предоставлены дотации на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» денежные средства выделяются органам исполнительной власти субъектов РФ для покрытия расходов на обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно оказание гражданам единовременной материальной помощи.

Согласно пункта 2.3 Методических рекомендаций финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество (за счет средств областного бюджета – 50 тыс. руб. на семью; за счет средств федерального бюджета – 50 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены затоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен затоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.

Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – затопления, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что подтоплен приусадебный участок, в подполье вода 30 см..

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по обследованию сельхозугодий, дорог, жилья и работе с документами по определению суммы материального ущерба Аргинского сельсовета, ФИО4 С.С., ФИО4 А.А., ФИО4 А.А., ФИО4 Е.А. отказано во внесении в списки на финансовую помощь.

Согласно справке № 645, выданной администрацией Аргинского сельсовета, ФИО4 С.С. зарегистрирована и проживает по адресу: Введеново, <адрес> ФИО5 <адрес>. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают муж – ФИО4 А.А., дочь – ФИО4 Е.А., дочь – ФИО4 А.А.

В соответствии с информацией, предоставленной администрацией <адрес>, по адресу: <адрес>, с заявлением об оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи обратилась ФИО4 С.С., на основании заявления в списки на получение ЕМП включены: заявитель, муж – ФИО4 А.А., дочь – ФИО4 Е.А., дочь – ФИО4 А.А. (начисленная сумма составила ЕМП -10 000 рублей каждому).

Факт получения истцами единовременной материальной помощи из федерального бюджета в размере 10 тысяч рублей в судебном заседании не оспаривается. Таким образом, они были признаны в установленном законом порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории Аргинского сельсовета <адрес>.

Как следует из договора социального найма жилого помещения №156, жилое помещение по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью администрации Аргинского сельсовета, и предоставлено нанимателю ФИО4 А.А. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование.

Истцы в обоснование предъявленных исковых требований приводят доводы о подтоплении жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, пострадало их жилое помещение.

В силу требований приведенных актов, а также подтверждается позицией изложенной в методических рекомендациях, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи (компенсации) являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, а также повреждение, либо утрата имущества вследствие ЧС.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по адресу: <адрес>, подтоплено подполье. Однако подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не относится к жилому помещению.

В ст. 210 ГК РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В ст. 211 ГК РФ сказано, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из смысла указанных норм ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого-либо повреждения жилого помещения, либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.

Из пояснений истцов и материалов дела, следует, что истцы не являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, соответственно, они не могут претендовать на получение финансовой помощи, в связи с причинением вреда указанному дому в результате ЧС.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений. Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств, причинения ущерба их имуществу, затоплением дома, расположенного по адресу: <адрес>.

При этом суд учитывает, что факт причинения вреда жилому помещению, в котором проживают истцы и иному имуществу в результате чрезвычайной ситуации, не подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ года. Каких-либо иных доказательств суду представлено не было. Представленные суду фотографии также не подтверждают ущерб, причиненный имуществу истцов.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено, что истцы не являются собственниками указанного дома, соответственно они не могут претендовать на получение финансовой помощи в связи с причинением ущерба данному жилому дому, в результате чрезвычайной ситуации. Также в судебном заседании не установлено причинение какого-либо ущерба иному имуществу истцов.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 С.С. и ФИО4 А.А. у суда не имеется. Кроме того, не установлено судом и нарушений со стороны администрации Аргинского сельсовета.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации Серышевского района Амурской области, Администрации Аргинского сельсовета о признании отказа в выплате компенсации за частично утраченное имущество, в связи с чрезвычайной ситуацией, незаконным; обязании включить в списки граждан, имеющих право на финансовую помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, признании пострадавшими, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий ___________________________ (И.В. Кулагина)

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2014 года

2-102/2014 ~ М-92/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Данченко Алексей Александрович
Данченко Светлана Сергеевна, действующая в своих интересах и в интересах Данченко Алины Алексеевны, Данченко Евы Алексеевны
Ответчики
Администрация Серышевского района Амурской области
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
23.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2014Передача материалов судье
24.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2014Судебное заседание
31.01.2014Судебное заседание
04.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее