Дело № 2-3041/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 24 августа 2016 г.
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
под председательством судьи Л.В.Лимпинской,
при секретаре К.В.Плотниковой,
с участием представителя Пермского транспортного прокурора – пом. прокурора г. Березники Егошина И.В., действующей на основании поручения, доверенности,
представителя ответчика ПАО «Уралкалий» Шиман С.А., действующей на основании доверенности № от "дата",
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Уралкалий» о возложении обязанности исполнения требований законодательства о транспортной безопасности,
у с т а н о в и л:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ПАО «Уралкалий» о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости Промпорта путем заключения публичного договора со специализированной организацией, разработать план обеспечения транспортной безопасности Промпорта, назначить ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ «Соликамский промпорт». Иск обосновывается тем, что во исполнение п. 18 Плана работы на "дата" Пермской транспортной прокуратурой в ПАО «Уралкалий» проведена проверка исполнения требований антитеррористического законодательства, законодательства о транспортной безопасности на объектах водного транспорта. Проверкой установлено, что ПАО «Уралкалий» транспортная безопасность Промпорта не обеспечена. В соответствии с письмом начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта от "дата" №, письмом ПАО «Уралкалий» от "дата" № Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) объект транспортной инфраструктуры «Промпорт» включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории, реестровый номер № Уведомление об установлении категории № от "дата" получено ПАО «Уралкалий» "дата" Оценка уязвимости ОТИ «Промпорт» не проведена, соответственно, результаты оценки уязвимости данного ОТИ не утверждены Росморречфлотом. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Промпорт» не разработан, компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности не утвержден и не реализован. На момент проведения проверки на указанном ОТИ ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности не назначено.
Представитель Пермского транспортного прокурора - пом.прокурора г. Березники Егошин И.В., действующий на основании доверенности и поручения заместителя прокурора края от "дата", в судебном заседании на иске настаивал, обосновав его доводами, изложенными в заявлении.
Представитель ответчика ПАО «Уралкалий», Шиман С.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включен объект «Промпорт», которому присвоен второй уровень безопасности. Между тем, в Обществе создано и функционирует подразделение «Участок водного транспортного цеха открытых горных работ производственного управления технической дирекции ПАО «Уралкалий», в задачи которого входит подготовка и безаварийная работа транзитных судов, приписанного флота, т.е деятельность, связанная с эксплуатацией речного транспорта. При проведении двух плановых проверок Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, нарушений Обществом требований законодательства о транспортной безопасности не выявлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные документы, суд приходит к следующему.
Установлено, что "дата" Пермской транспортной прокуратурой в ПАО «Уралкалий» проведена проверка исполнения требований антитеррористического законодательства, законодательства о транспортной безопасности на объектах водного транспорта. Проверкой установлено, что ПАО «Уралкалий» транспортная безопасность Промпорта не обеспечена, а именно: оценка уязвимости ОТИ «Промпорт» не проведена, соответственно, результаты оценки уязвимости данного ОТИ не утверждены Росморречфлотом. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Промпорт» не разработан, компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности не утвержден и не реализован. На момент проведения проверки на указанном ОТИ ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности не назначено (л.д.9-10).
Отношения по обеспечению транспортной безопасности урегулированы Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 1 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности предполагает реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо создавших угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 9 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Судом установлено, что ПАО «Уралкалий» является субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфрастуктуры – «Промпорт» (место нахождения: <адрес>, Соликамский промпорт). В обществе создано и функционирует подразделение «Участок водного транспортного цеха открытых горных работ производственного управления технической дирекции ПАО «Уралкалий», находящийся по адресу <адрес>, в задачи которого входит подготовка и безаварийная работа транзитных судов, приписанного флота, т.е деятельность, связанная с эксплуатацией речного транспорта. Указанное подтверждается Положением об участке водного транспортного цеха открытых горных работ производственного управления технической дирекции.
По утверждению представителя ответчика иных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в ПАО «Уралкалий» не имеется.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона № 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (ч. 1 ст. 8 Закона).
В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.
Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.7 Закона).
Согласно ст. 2 Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; и др.
Согласно п. 2 ст.1 Закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.6 Закона).
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.3 ст.6 Закона).
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч.4 ст. 6 Закона).
В соответствии с письмом начальника Управления Транспортной безопасности Т.Н. № от "дата" ПАО «Уралкалий» уведомлено о том, что в соответствии с приказами Минтранса России от "дата" № и от "дата" №, объекту транспортной инфраструктуры – «Промпорт» присвоена 2 категория. Реестровый № (л.д.8).
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п.6 ст. 1 Закона).
В соответствии со ст. 5 Закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти. (ст.9 Закона).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 678"О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
1) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;
2) назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов транспортной инфраструктуры;
3) для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства образовать (сформировать) и (или) привлечь в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план объекта транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее - группы быстрого реагирования) в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной части, для которых в соответствии настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
4) представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации;
5) обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
6) на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
7) реализовать план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:
В нарушение указанных требований ПАО «Уралкалий» оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Промпорт» не проведена, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Промпорт» не разработан, компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности не утвержден и не реализован, лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности не назначено.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что указанные в исковом заявлении Пермского транспортного прокурора сроки для исполнения обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости Промпорта и назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности ОТИ Соликамский промпорт – 1 месяц со дня вступления решения в законную силу, а также разработать план обеспечения транспортной безопасности – 3 месяца со дня утверждения оценки уязвимости, являются разумными и достаточными.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать публичное акционерное общество «Уралкалий» обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Промпорт» путем заключения публичного договора со специализированной организацией, назначить ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры «Промпорт» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать публичное акционерное общество «Уралкалий» разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Промпорт» в течение трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
Взыскать с ПАО «Уралкалий» госпошлину в местный бюджет в размере ..... руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме (29.08.2016).
Судья (подпись) Л.В.Лимпинская
Копия верна судья