Дело № 2-968/2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.06.2020 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Колосковой О.Р., при секретаре Малаховой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доношенко М. В., Доношенко Е. А. к Администрации г. Шахты, Феневой Н. В., Болдуевой Е. Б., Селютиной Л. С., Козак Н. Б., Сысоеву А. В., Ивченко С. В., Ивченко С. Н. о сохранении квартиры в реконструированном виде и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Шахты, Феневой Н. В., Болдуевой Е. Б., Селютиной Л. С., Козак Н. Б., Сысоеву А. В. о сохранении квартиры в реконструированном виде и признании права собственности.
В обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что <адрес> комната № в <адрес> находится в собственности истцов по ? доли за каждым на основании договора купли-продажи квартиры от 11.11.2011г., право зарегистрировано в ЕГРН 29.02.20012г. и договора купли-продажи от 20.01.2005г., право зарегистрировано в ЕГРН 25.01.2005г.
Указанные жилые помещения расположены в одноэтажном многоквартирном жилом доме в пределах границ земельного участка площадью 1434 кв. м с кадастровым номером 61:59:0020120:67.
После приобретения комнаты № в <адрес> истцы произвели реконструкцию жилых помещений путем присоединения комнаты № в <адрес> пристроили пристройку.
Просят сохранить квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2) в реконструированном виде.
Признать за Доношенко М. В. и Доношенко Е. А. по ? доли в праве общей долевой собственности на реконструированную квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2).
В последствии исковые требования неоднократно уточняли, в окончательной редакции заявив их к администрации г. Шахты, Феневой Н. В., Болдуевой Е. Б., Селютиной Л. С., Козак Н. Б., Сысоеву А. В., Ивченко С. В., Ивченко С. Н.. Просили сохранить квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2) в реконструированном виде. Признать за Доношенко М. В. и Доношенко Е. А. по ? доли в праве общей долевой собственности на реконструированную квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2).
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие,
.
Представитель администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил возражение, в котором просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не представили.
Дело в отсутствие не явившихся участников процесса рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ст.1 ч.14 ГрК РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие решения об отказе в согласовании перепланировки ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 26 ЖК РФ, 1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ)
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Исходя из толкования положений статьи 29 Жилищного кодекса РФ, данная норма предусматривает одно из правовых последствий самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения, то есть в судебном порядке устанавливаются правовые последствия самовольно произведенной перепланировки или переустройства и решается вопрос о возможности ее сохранения. Наличие решения об отказе в согласовании перепланировки или переустройства ввиду ее несоответствия требованиям закона не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что согласно справки ОА «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Доношенко М.В. и Доношенко Е.А. являются собственниками <адрес> (комн.2), расположенной по адресу; <адрес> по ? доли каждый на основании договора купли-продажи квартиры от 11.11.2011г. (л.д. – 21-22), и договора купли-продажи от 20.01.2005г. (л.д.-25), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. – 19,20,23,24).
Согласно техническому паспорту в <адрес> (комн.2), расположенной по адресу; <адрес> произошло изменение общей площади до 64,50 кв. м и жилой до 35,50 кв. м в результате объединения <адрес> комнатой № <адрес>, и реконструкции, а именно пристроенной пристройки (л.д. – 17-18).
Согласно ст. 222 ГК РФ Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно п.п.28,26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых, лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Положениями п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Вместе с тем отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку (Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22).
Разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объекта.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно заключению ДАГиТР, реконструированная квартира, общей площадью 64,5 кв. м, жилая площадь 35,5 кв. м, расположена по адресу: <адрес> (комн.2), принадлежит на праве общей долевой собственности Доношенко М.В. и Доношенко Е.А. по ? доли каждому. Согласно техническому заключению, выполненному ООО «АКБ», строительные конструкции обследованного объекта, находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям санитарных, противопожарных и строительных норм и обеспечивают бесперебойную эксплуатацию здания. Размещение здания удовлетворяет требованиям СП 42.13330.2016 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (л.д. – 26).
Согласно техническому заключению обследованная <адрес>№ (комната 2) по <адрес> коммуна, 42 после реконструкции размещается в границах отведенного земельного участка, назначение объекта соответствует разрешенному использованию земельного участка. Строительные конструкции обследованной квартиры находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям санитарных (СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»), противопожарных (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.) и строительных норм (СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные») и обеспечивают безаварийную эксплуатацию здания. Обследованная квартира после реконструкции соответствует требованиям к надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5, ст. 7,8,10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 185-ФЗ от 02.07.2013г., а также параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащихся в иных документах, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. – 27-44).
Согласно протокола общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес> собственники квартир в указанном жилом доме не возражают против выполненной реконструкции <адрес>,6 (комната 2) в виде присоединения комнаты № <адрес> строительства пристройки к <адрес> (л.д. – 65-66).
Земельный участок с кадастровым номером 61:59:0020120:67, общей площадью 1434 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> имеет разрешенное использование: земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки, что подтверждается кадастровой выпиской (л.д. – 47).
Таким образом, судом установлено, что истцами выполнена реконструкция спорного жилого помещения без разрешительной документации, которая не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, которое расположено в пределах границ земельного участка с разрешенным использованием: земли под жилыми домами, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании права собственности на спорное жилое помещение в реконструированном виде.
При таких обстоятельствах, доводы администрации г. Шахты, изложенные в возражениях на исковое заявление являются необоснованными.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются доказательствами, на которые суд сослался выше, доказательств обратного, суду не представлено.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Сохранить квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2) в реконструированном виде.
Признать за Доношенко М. В. и Доношенко Е. А. по ? доли за каждым в праве общей долевой собственности на реконструированную квартиру, общей площадью 64,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес> (комн. 2).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 1 месяца, начиная с 23.06.2020 года.
Судья: О.Р. Колоскова