Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-877/2017 ~ М-4865/2016 от 29.12.2016

№2-877/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2017 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи    Селезеневой И.В.,

при секретаре            Кадыровой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Т.В. к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Павлова Т.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной заработной платы, в обоснование которого указала, что 09.07.2010 была принята на работу к ответчику по трудовому договору на должность фельдшера (отделения подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району. С момента принятия на работу ей был установлен оклад как медицинскому работнику, работающему в сельской местности, на основании приказа Минобороны РФ от 10.11.2008 №555 «О мерах по реализации в ВС РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008 №583», который составлял 7 000 руб.

25.10.2012 с ней было заключено дополнительное соглашение об изменении условий оплаты труда, в котором в соответствии с приказом МО РФ от 15.10.2012 должностной оклад был увеличен до 8 417 руб. 06.11.2013 с ней было заключено дополнительное соглашение об изменении условий оплаты труда, в котором в соответствии с приказом МО РФ от 26.10.2013 должностной оклад был увеличен до 8 800 руб.

12.08.2014 было заключено очередное дополнительное соглашение об изменении условий оплаты труда, в котором в соответствии с приказом МО РФ от 23.04.2014 ей снизили должностной оклад до 7 110 руб. При этом, данный оклад соответствует окладу фельдшера, работающему в городе, в то время как для сельской местности предусмотрен оклад в размере 8 890 руб.

Таким образом, полагает, что в период с 12.08.2014 по 15.02.2016 она недополучила заработную плату в размере 32 040 руб., о взыскании которых и просила суд.

В судебном заседании Павлова Т.В. заявленные требования уточнила и просила обязать Военный комиссариат Смоленской области произвести перерасчет своей заработной платы за период с 28.07.2014 по 31.12.2015, исходя из должностного оклада медицинского работника, работающего в сельской местности.

Дополнительно суду пояснила, что нарушенном праве ей стало известно со слов начисляющего заработную плату бухгалтера только в октябре 2016 года, после чего в ноябре 2016 года она письменно обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете ее заработной платы за 2014-2015 г.г. как медицинскому работнику, работающему в сельской местности. Однако в удовлетворении заявления ей было отказано.

Также пояснила, что срок на обращение в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав ею был пропущен по уважительной причине, поскольку она длительное время находилась на листке нетрудоспособности в связи с выявленным у нее онкологическим заболеванием и прохождением медицинского лечения. В связи с этим просит о восстановлении пропущенного срока.

Представитель Военного комиссариата Смоленской области Зуева Н.А. с предъявляемыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно заявив о пропуске установленного ст.392 ТК РФ срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Относительно существа требований пояснила, что оклад Павловой Т.В. устанавливался на основании приказов МО РФ и штатов, утвержденных начальником Генерального штаба ВС РФ. Так, с 01.10.2009 отдел Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району дислоцировался в поселке Глинка, в связи с чем должностные оклады его работникам устанавливались для городской местности. С 01.12.2014 Военный комиссариат Смоленской области был переведен на новый штат, в соответствии с которым дислокация Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району изменилась с поселка Глинка на село Глинка. В этой связи должностные оклады его работникам были изменены как работникам, работающим в сельской местности.

Таким образом, даже при приеме на работу Павловой Т.В. должностной оклад был ошибочно установлен как лицу, работающему в сельской местности. Вследствие изложенного, в удовлетворении требований просила отказать.

Выслушав позицию сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законном минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

В силу положений ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 09.07.2010 Павлова Т.В. была принята на работу в отдел Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району на должность фельдшера (отделения подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту), о чем с ней был заключен соответствующий трудовой договор.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей на дату принятия Павловой Т.В. на работу регулировались приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583», которым были утверждены:

- размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №1);

- Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение №2);

- порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение №3).

При этом, размеры должностных окладов (тарифных ставок) медицинских работников в зависимости от расположения бюджетного учреждения подразделяются на две категории: в городе и сельской местности.

Таким образом, на дату принятия Павловой Т.В. на работу трудовым договором ей был установлен должностной оклад в размере 7 000 руб., что согласно приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008 №555 соответствовало должностному окладу работника, работающему в сельской местности.

Приказом МО РФ от 14.07.2011 с 01.06.2011 размеры должностных окладов гражданского персонала ВС РФ увеличены на 6,5% и оклад истца составил 7 455 руб.

Приказом МО РФ от 29.09.2011 с 01.10.2011 размеры должностных окладов гражданского персонала ВС РФ увеличены на 6,5% и оклад истца составил 7 940 руб.

Приказом МО РФ от 15.10.2012 с 01.10.2012 размеры должностных окладов гражданского персонала ВС РФ увеличены на 6% и оклад истца составил 8 417 руб.

Приказом МО РФ от 26.10.2013 с 01.10.2013 размеры должностных окладов гражданского персонала ВС РФ увеличены на 5,5% и оклад истца составил 8 880 руб.

Приказом МО РФ от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583» приказ МО РФ №555 признан утратившим силу; начало действия данного приказа 27.07.2014.

Новым приказом также были утверждены:

- размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №1);

- Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №2);

- порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №3).

Данным приказом, размеры должностных окладов (тарифных ставок) медицинских работников также в зависимости от расположения бюджетного учреждения подразделяются на две категории: в городе и сельской местности.

Согласно приложению №1 к приказу МО РФ №255 должностной оклад фельдшера, не имеющего квалификационной категории, установлен в размере 7 110 руб. (в городе) и 8 890 руб. (в сельской местности).

При этом, при заключении 12.08.2014 с Павловой Т.В. дополнительного соглашения об изменении условий оплаты труда в соответствии с положениями названного приказа должностной оклад работнику с 28.07.2014 был установлен в размере 7 110 руб.

В дальнейшем, приказом военного комиссара Смоленской области (по строевой части) от 15.02.2016 должностной оклад фельдшера отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району Павловой Т.В. с 01.01.2016 установлен в размере 8 890 руб.

Приказом военного комиссара Смоленской области (по строевой части) от 15.03.2016 на основании заявления Павловой Т.В. она переведена на должность медицинской сестры отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району с установлением должностного оклада в размере 8 760 руб.

Приказом Военного комиссариата Смоленской области от 30.11.2016 Павлова Т.В. уволена с занимаемой должности по сокращению штата.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются исследованными судом письменными материалами дела.

Инициируя настоящее судебное разбирательство, Павлова Т.В. ссылается на незаконность действий работодателя по изменению размера ее должностного оклада, изначально установленного для работников сельской местности, на таковой, установленный для городской местности, в отсутствие на то каких-либо законных оснований.

Анализируя положения действующего законодательства в совокупности с представленными документами, суд не находит оснований не согласиться с позицией истца.

Так, под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вознаграждение за труд выплачивается в форме заработной платы по заранее установленным нормам и не ниже минимального размера оплаты за труд.

В соответствии со ст.11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 4 ТК РФ определено, что нарушение обязанностей работодателя по выплате заработной платы, таких, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере относится к принудительному труду. Работа без оплаты – принуждение к труду, запрещенное Конвенцией Международной организации труда №95 от 01.06.1949.

Как указывалось ранее, порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей до 27.07.2014 регулировались приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583», а после указанной даты – приказом МО РФ от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583».

При этом, оба эти приказа предусматривали разделение размеров должностных окладов (тарифных ставок) медицинских работников, к коим относится и Павлова Т.В., в зависимости от расположения бюджетного учреждения на две категории: в городе и сельской местности.

По запросу суда Администрацией муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области была представлена справка, из текста которой следует, что в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.10.1980 в Смоленской области образован Глинковский район с центром в селе Глинка за счет территорий Дорогобужского и Ельнинского районов; на карте Смоленской области, отражающей ее административно-территориальное деление на сентябрь 1990 года, по типу поселения Глинка обозначено как село.

Документов, подтверждающих изменение типа населенного пункта Глинка с названной даты по настоящее время, материалы дела не содержат.

При заключении трудового договора с Павловой Т.В. ей был установлен должностной оклад, соответствующий окладу медицинского работника, работающего в сельской местности, что полностью согласуется с вышеупомянутым указом.

Впоследствии же, при переходе оплаты труда гражданского персонала войсковых частей на правила, установленные приказом МО РФ от 23.04.2014 №255, должностной оклад Павловой Т.В. был установлен как лицу, работающему в городской местности.

Однако, какого-либо правового обоснования для осуществления такого изменения должностного оклада, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено, а судом не усматривается, в то время как Павлова Т.В. продолжала осуществление возложенной на нее трудовой функции в той же должности и в той же местности.

Суд также принимает во внимание, что работодатель впоследствии самостоятельно, в отсутствие каких-либо правовых оснований либо иных предпосылок (к коим невозможно отнести справку Администрацией муниципального образования «Глинковский район» как не представляющую собой какой-либо нормы права и не изменяющую каких-либо существующих обстоятельств), изменил должностной оклад Павловой Т.В. на таковой как лицу, работающему в сельской местности.

При этом, суд не может принять во внимание довод ответчика, что изменения должностного оклада истца связаны с реализацией директив начальника Генерального штаба ВС РФ, которыми устанавливался штат Военного комиссариата Смоленской области, в соответствии с которыми отдел Военного комиссариата Смоленской области по Глинковскому району изначально дислоцировался в поселке Глинка, а затем в селе Глинка, поскольку начальник Генерального штаба ВС РФ не наделен полномочиями по определению (изменению) типов населенных пунктов. В то же время, ошибочность названных директив по определению типа населенного пункта не может и не должна влиять на права работников, в том числе на размер их заработной платы.

Поскольку отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, то именно он, в силу ст.234 ТК РФ, должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного заработка.

При таких обстоятельствах, доводы истца о нарушении Военным комиссариатом ее трудовых прав нашли полное подтверждение в ходе судебного разбирательства, вследствие чего должны быть удовлетворены.

Как следует из представленных документов и пояснений сторон, заработная плата начислялась Павловой Т.В. в заниженном размере в период с 28.07.2014 по 31.12.2015, в силу чего Военный комиссариат Смоленской области обязан произвести ее перерасчет за указанный период, исходя из должностного оклада медицинского работника, работающего в сельской местности.

Между тем, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, разрешая который, суд исходит из следующего.

В силу ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с п.5 Постановления Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Как следует из справки, представленной ОГБУЗ «Глинковская центральная районная больница», Павловой Т.В. в 2016 году Глинковской ЦРБ выдавались листки нетрудоспособности с 11.01.2016 по 29.01.2016, с 24.02.2016 по 11.03.2016, с 22.04.2016 по 06.05.2016, с 20.05.2016 по 08.09.2016.

Из справки ОГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер» следует, что у Павловой Т.В. диагностировано онкологическое заболевание.

В силу ст.395 Трудового кодекса РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал, что предусмотренный ч.1 ст.392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, чем обеспечивается возможность надлежащего обоснования исковых требований. Такое правовое регулирование направлено на оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений и на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника.

Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке. При этом ст.392 ТК РФ предполагает, что суд, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Вместе с тем, положения ч.1 ст.392 ТК РФ в системной связи со ст.395 данного Кодекса не препятствуют удовлетворению денежных требований работника в полном размере при условии признания этих требований правомерными органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, на что также указал Конституционный Суд Российской Федерации.

Заявленные истцом требования о перерасчете заработной платы за период с 28.07.2014 по 31.12.2015 вследствие незаконного занижения работодателем должностного оклада являются правомерными. Работодатель фактически подтвердил незаконность своих действий путем самостоятельного устранения данного нарушения. При таких обстоятельствах названные требования должны быть удовлетворены.

Суд также учитывает, что Федеральным законом от 03.07.2016 №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», вступившим в силу с 03.10.2016, статья 392 ТК РФ дополнена новой частью второй, которой установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В сложившейся ситуации применение срока на обращение за защитой нарушенного права при условии признания судом правомерности исковых требований и отсутствия у ответчика возражений в их удовлетворении свидетельствует о злоупотреблении правом, дает основания работодателю извлекать преимущества из своего незаконного поведения по невыплате работнику заработной платы.

По мнению суда, недобросовестное поведение стороны ответчика, с учетом характера и последствий такого поведения в виде лишения работника в течение более полутора лет части зарплаты как единственного источника средств существования, а равно нахождение Павловой Т.В. длительное и неоднократное время на больничном в связи с выявленным у нее онкологическим заболеванием и прохождением медицинского лечения, дает суду основания для восстановления истцу срока за защитой своих нарушенных трудовых прав и одновременном отказе в удовлетворении ходатайства ответчика о применении последствий пропуска срока на обращение в суд.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, исковое заявление Павловой Т.А. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Павловой Т.В. удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Смоленской области произвести Павловой Т.В. перерасчет заработной платы за период с 28.07.2014 по 31.12.2015, исходя из должностного оклада медицинского работника, работающего в сельской местности.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                И.В. Селезенева

2-877/2017 ~ М-4865/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлова Татьяна Валентиновна
Ответчики
Военный комиссариат Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
prom--sml.sudrf.ru
29.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2016Передача материалов судье
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2017Подготовка дела (собеседование)
20.02.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2017Предварительное судебное заседание
04.04.2017Судебное заседание
04.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2017Дело оформлено
24.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее