Мотивированное решение от 02.02.2024 по делу № 02а-0069/2024 от 04.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

г. Москва                                                                                 23 января 2024 года 

77RS0005-02-2023-014801-31

 

Головинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи ФИО,

при помощнике судьи фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-69/24 по административному исковому заявлению ФИО к ИФНС России №43 по госкве о признании недоимки по налогам и пени безнадежной ко взысканию, обязании списать недоимку,

 

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к ИФНС России №43 по госкве о признании недоимки по налогам и пени безнадежной ко взысканию, обязании списать недоимку, указав, что он является плательщиком налогов, в том числе и транспортного налога, осенью 2023 года административный истец на портале Госуслуг обнаружен информацию о наличие аз ним недоимки по уплате налогов, на обращение в ИФНС России №43 по госкве ФИОообщили о наличие задолженности по состоянию на 01 января 2023 года в размере 356962,сумма., указанная задолженность образовалась в связи с отсутствием в налоговом органе сведений об уплате налогов, в том числе по налоговым уведомлениям: № 81341397 от 27.11.2017г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 79441рубль за налоговый  период с 2014 по 2016 годы; № 73656458 от 18.08.2018г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма за налоговый  период 2017 год; № 82609198 от 22.18.2019г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма, земельного налога в размере сумма, а всего сумма за налоговый  период 2018 год; № 64806116 от 01.09.2020г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма, земельного налога в размере сумма, а всего сумма за налоговый  период 2019 год. Указывая, что задолженность на сумму сумма, образовавшаяся за 2014-2019 годы подлежит признанию безнадежной и подлежащей списанию с Единого налогового счета, поскольку административный истец с 29.01.2020 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то есть после наступления налоговых периодов, по которым административный истец просит признать налоговую задолженность безнадежной к взысканию.

В судебное заседание представитель административного истца, действующий на основании ордера адвокат фио, явился, требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности фио, в судебное заседание явился, с заявленным иском не согласился, представив письменные возражения, указывая, что на день перехода на ЕНС у административного истца имелась задолженность и положительное сальдо на 14,сумма., которая была учтена по транспортному налогу за 2014 год, налоговая задолженность по земельному за 2018 год в размере сумма. и за 2019 год в размере сумма. в ЕНС не включены.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно части 1 статьи 363 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, взыскание задолженности производится за счет имущества физического лица в порядке, установленном ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что административный истец является плательщиком налогов, в том числе и транспортного налога.

По информации ИФНС России №43 по госкве за административным истцом числилась  задолженность, которая по состоянию на 01 января 2023 года составляла сумма, указанная задолженность образовалась в связи с отсутствием в налоговом органе сведений об уплате налогов, в том числе по налоговым уведомлениям: № 81341397 от 27.11.2017г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме 79441рубль за налоговый  период с 2014 по 2016 годы; № 73656458 от 18.08.2018г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма за налоговый  период 2017 год; № 82609198 от 22.18.2019г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма, земельного налога в размере сумма, а всего сумма за налоговый  период 2018 год; № 64806116 от 01.09.2020г. о необходимости уплаты транспортного налога в сумме сумма, земельного налога в размере сумма, а всего сумма за налоговый  период 2019 год.

При переходе на ЕНС у административного истца имелась задолженность и положительное сальдо на сумма, которая была учтена по транспортному налогу за 2014 год, налоговая задолженность по земельному за 2018 год в размере сумма. и за 2019 год в размере сумма. в ЕНС не были включены.

Статьей 44 данного Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе в связи с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной ко взысканию признается недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

По смыслу положений ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-0 и в п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что каких-либо мер, направленных на принудительное взыскание образовавшейся недоимки по транспортному налогу за период с 2014 года по 2019 год налоговый орган не принимал.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Поскольку административным ответчиком в установленные сроки не были предприняты надлежащие меры по взысканию с административного истца недоимки по транспортному налогу за 2014-2019 годы, а также соответствующих пени, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, административным ответчиком не представлено, суд полагает, что налоговый орган утратил возможность взыскания с административного истца спорной задолженности, в связи с истечением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков взыскания, в связи с чем, она подлежат признанию безнадежной к взысканию, а обязанность по ее уплате является прекращенной.

Суд учитывает, что положительное сальдо в размере сумма, которая была учтена по транспортному налогу за 2014 год, налоговая задолженность по земельному за 2018 год в размере сумма и за 2019 год в размере сумма в ЕНС не были включены, то данные суммы не подлежат учету в качестве безнадежной к взысканию.

Кроме того, суд учитывает, что в силу п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Из приведенного выше следует, что природа рассмотренного судом спора по административному иску обусловлена установлением факта прекращения обязанности налогоплательщика по уплате недоимки по налогу, то есть установление правового положения налоговой задолженности. При этом в соответствии с действующим в настоящее время нормативно-правовым регулированием, решение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции суда.

Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности в взаимосвязи, суд приходит к вводу, что требования фио к ИФНС России №43 по госкве о признании недоимки по налогам и пени безнадежной ко взысканию, обязании списать недоимку подлежат частичному удовлетворению. Недоимка административного истца по транспортному налогу за 2014-2019 года в  размере сумма, а также соответствующие пени подлежат признанию безнадежной ко взысканию. Суд считает необходимым обязать ИФНС России №43 по госкве списать указанную недоимку, в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ №43 ░░ .░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014-2019 ░░░ ░  ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №43 ░░ .░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .░░░░░.

 

 

░░░░░ ░░░                                                                

 

 

 

 

 

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

 

1

02а-0069/2024

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 23.01.2024
Истцы
Бодров А.В.
Ответчики
ИФНС России №43 по г. Москве
Суд
Головинский районный суд
Судья
Назарова Н.Н.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее