РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2018 года город Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Д.В. Широковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём А.И. Маймаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1046/18 по иску Хорошилова А.В. к Министерству здравоохранения Астраханской области, Фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязании заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, взыскании единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хорошилов А.В. в лице представителя Керимова З.Ф., действующего на основании доверенности, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Астраханской области, Фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязании заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, взыскании единовременной компенсационной выплаты, мотивируя свои требования тем, что с <дата обезличена> и до настоящего времени истец осуществляет свою трудовую деятельность в ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница» в должности врача-педиатра. Однако, Министерством здравоохранения Астраханской области в <дата обезличена> ему незаконно отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населённый пункт, поскольку Федеральный закон от 29.11.2010 от N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не предусматривает такого основания для отказа в единовременной выплате, как обращение на получение компенсационной выплаты после даты трудоустройства в следующем календарном году. При таких обстоятельствах, просил суд о признании незаконным отказа министерства здравоохранения Астраханской области в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, обязании министерства здравоохранения Астраханской области заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, взыскании с министерства здравоохранения Астраханской области и Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, в равных долях с каждого из ответчиков.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница».
В судебном заседании истец Хорошилов А.В., представитель истца Керимов З.Ф., действующий на основании доверенности, иск поддержали в полном объеме.
Ответчик Министерство здравоохранения Астраханской области в лице Скляровой Ю.В., действующей на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница» Красовская Т.В., Шубина Е.В., действующие на основании доверенности, иск поддержали.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали. Судом извещены надлежащим образом, причина неявки в суд не известна. Ходатайств об отложении дела не поступало. Доказательств уважительности причин неявки в суд в материалах дела не имеется.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что на основании приказа N 161-лс п.1 от <дата обезличена> истец принят на работу в ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница» на должность врача-педиатра.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на период 2015 года) установлено, что в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Таким образом, приведенное законоположение определяет критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
В соответствии с п. 3 ч. 12.2 статьи 51 названного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 данной статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор.
Согласно п. п. "а", "в" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 указанного Федерального закона предоставление единовременной компенсационной выплаты, указанной выше, обусловлено обязанностью медицинских работников, в числе прочего, отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также предусмотрено условие о возврате медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников посредством принятия нормативного правового акта, обязывающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Согласно Порядку предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в <дата обезличена>, утверждённых постановлением Правительства Астраханской области <дата обезличена> <№>, единовременная компенсационная выплата может быть предоставлена медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, после заключения им трудового договора, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок из другого населённого пункта и заключившим договор с министерством здравоохранения Астраханской области на основании ч.12.1 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ.
Доказательств обращения Хорошилова А.В. в <дата обезличена> с заявлением о заключении договора и предоставлении компенсационной выплаты суду не представлено.
В силу ч.12.1 ст. 51 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В целях реализации данной статьи закона Правительством Астраханской области принято постановление от 09.03.2017 №56-П «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в <дата обезличена>» которым утверждён Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в <дата обезличена>.
Согласно п. 2 Порядка, в 2017 году единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с министерством здравоохранения Астраханской области (далее - министерство) договор в соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и пунктом 11 настоящего Порядка (далее - договор), трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения Астраханской области (далее - учреждение), в размере 1000000 (один миллион) рублей на одного медицинского работника.
В 2017 году истец обратился по месту работы с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей при условии заключения в установленном законом порядке соответствующего договора.
Администрацией ГБУЗ АО «Енотаевская районная больница» <дата обезличена> в министерство здравоохранения Астраханской области в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 09.03.2017 №56-П «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2017 году» направлен пакет документов с заявлением Хорошилова А.В. на рассмотрение комиссии для принятия решения о наличии оснований для предоставления компенсационной выплаты.
Комиссия по рассмотрению документов на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику министерства здравоохранения Астраханской области <дата обезличена> рассмотрев документы Хорошилова А.В. в соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Правительства Астраханской области от 09.03.2017 №56-П «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в <дата обезличена>» единогласно отказала ему в предоставлении единовременной компенсационной выплате в соответствии с п.2 Порядка, т.е. по тем основаниям, что Хорошилов А.В. приступил к работе в больнице сельской местности в <дата обезличена>
При таких обстоятельствах, в совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы иска о том, что дата обращения с заявлением о получении компенсационной выплаты не влияет на право получения данной денежной выплаты основаны на неправильном толковании материального закона.
Судом первой инстанции правильно учтено, что правовая норма ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является императивной и ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению единовременных компенсационных выплат, и не предусматривает выплаты в 2017 году медицинским работникам прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок в 2015 году.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░